Диакон Евгений Лютько ««Двоемыслие» или «вненаходимость»? К вопросу о положении Православной Церкви в позднем СССР»
Взгляд на историю Русской Церкви Советского периода часто определяется бинарной оппозицией: соглашательства – противостояния. В рамках такого подхода бытует представление о том, что существующая в условиях тоталитарного государства Церковь не имела другой возможности «сохранить себя», как только через публичное сопротивление режиму. Ярко выразилось это представление в понятии «двоемыслие», которое нередко применялось и применяется в отношении советских людей и в частности «советских верующих». Однако представление о «двоемыслии» как условии выживания в условиях советского режима, основано на презумпции о тождестве политического и общественного (коммуникативного) пространств. Эта презумпция была характерна для того образа Советской России, который бытовал на Западе, в Русской эмиграции, а затем и в среде советской интеллигенции и является упрощением. Никакая тоталитарная система не может охватить все пространство, на которое претендует в рамках своей идеологической максимы. В докладе предлагается рассматривать указанную проблему через представление о «символических пространствах», которые подчас незаметно формировались в ситуации «зазора» между реальным и декларируемым идеологическим охватом. В этих скрытых пространствах коммуникации могли помещаться сообщества, которые были незаметны в публичной сфере: ускользая от четкого отграничения на уровне риторики, маскируя и контекстуализируя элементы своей идейной повестки. В качестве примера в докладе рассматривается прот. Всеволод Шпиллер (1902–1984).
Podcast: Play in new window | Download | Embed
Subscribe: RSS