Артем Малышев. «Христология А. М. Бухарева и свт. Иннокентия (Борисова)»

Доклад чтеца А. Малышева «Христология А. М. Бухарева и свт. Иннокентия (Борисова)» был посвящен сравнению христологических взглядов указанных мыслителей. В своем сравнении христологий А. М. Бухарева и свт. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, докладчик отталкивался от исследований бухаревского богословия протоиереем Павлом Хондзинским. В одной из своих работ отец Павел высказал идею, что теория Божиего попущения А. М. Бухарева является своего рода распространением до универсальных масштабов христологической теории Херсонского святителя. Согласно А. Малышеву, связь между Бухаревым и свт. Иннокентием более глубокая. Она состоит не только в воспроизведении А. М. Бухаревым одного из мотивов христологии свт. Иннокентия. Совпадения обнаруживаются в их учениях о Христе. Подобно свт. Иннокентию, Бухарев предполагал два состояния в земной жизни Христа, постепенное проявление божества в человечестве Христа в период от Его рождения до воскресения, незнание Спасителя в состоянии истощания, два сознания Богочеловека. Тезисы и Бухарева, и свт. Иннокентия основываются на фундаменте школьной христологии, а именно рецепиированной и адаптированной кенотической христологии лютеран, так называемой «alte Kenotik». Христологии мыслителей выражают их единое стремление ответить на запросы современности: защитить моральные основания традиционной христологии в ответ И. Канту — в случае свт. Иннокентия — или защитить значение общечеловеческой культуры — в случае А. М. Бухарева.