Прот. Павел Хондзинский. «Становление мысли архимандрита Феодора (Бухарева) об оправдании культуры: попытка реконструкции»

В первом докладе «Становление мысли архимандрита Феодора (Бухарева) об оправдании культуры: попытка реконструкции» протоиерей Павел Хондзинский проследил корни и богословскую аргументацию учения архим. Феодора об оправдании мира и мирской культуры. Архим. Феодор предполагал, что необходимо во всем обнаруживать мысль и любовь Бога Отца, потому что все существует по воле или попустительству Божиему. Однако такой ход мысли был характерен не для всего корпуса сочинений этого богослова, но только для текстов, написанных «на злобу дня». Бухарев толкует слова апостола Павла (Кол 1:15; 18) о Христе: «перворожден всея твари»; «перворожден из мертвых», приходя к выводу, что все человечество усыновлено Богу уже в самом акте творения — усыновлены и находящиеся вне Церкви творцы так называемой «светской цивилизации» — цивилизации, которую должно вернуть Христу. Необходимо отметить, что архим. Феодору не удалось выстроить эту концепцию не противоречиво: в его мысли те, кто противятся «возвращение цивилизации Христу» предопределены к погибели, хотя они, будучи создателями этой цивилизации, создают ее, по мнению Бухарева, не без участия творческой мысли Божией.