Николай Ванифатьев «Русское старчество: от монастырской практики к общественному служению»

Старчество как служение опытного в духовной жизни старца изначально было ориентированно на представителей монашества и специфицировалось потребностями монастырской жизни. Имея в виду континуальность монашеской традиции и ее стремление к сохранению сформированных практик, обычаев, идей, представляется важным рассмотреть опыт русского старчества. В последнем в известном смысле реализовалась трансформация традиции служения старца. При этом процесс трансформации и зарождения «нового» типа старчества происходил постепенно. Если в первые этапы своего становления старчество в России отображало опыт служения древнехристианского старца, конституируясь монашеской общиной, то к XIX в. традиция старческого служения производит поворот к служению миру. Ключевая роль в этом процессе отдается Оптиной пустыни, старцы которой в первые годы своего служения стали активно окормлять мирян. Несмотря на то, что предшествующий опыт Церкви имел в себе некоторые примеры тесного духовного руководства мирян со стороны монашествующих, существовавший на тот момент в Оптиной пустыни монастырский устав, а также предписания церковного начальства, запрещали инициативное окормление мирян. Тем не менее, оптинские старцы в своем решении войти в противоречие с устоявшимся опытом духовного руководства в рамках монастырской традиции, опирались на свою харизматическую власть и запрос «снизу» – от приходящих в обитель мирян. Выводя старческое служение за монастырские стены, традиция старчества начинает специфицироваться теперь потребностями мирской жизни, становясь общественным служением. При этом сами оптинские старцы (первые из них) не ассоциировали свое служение миру со старчеством, в то время как последнее поколение оптинцев, вспоминая служение первых, акцентировали внимание на их взаимодействии с мирскими людьми и называли такую форму служения общественной.
Таким образом, в докладе будет показана трансформация старчества как исторического явления в русской традиции, изначально направленного на духовное руководство монашествующих, а впоследствии ставшего общественным служением, ориентируясь главным образом на духовное попечение мирян.