Догматическое развитие. Свт. Марк Эфесский. Почитай Отца 3.6

В этом небольшом выпуске мы обратимся к ещё одной интерпретации идей святителя Григория Богослова в поздневизантийском богословии.

Святитель Марк предложил свое понимание того, как в Церкви появляются новые догматические формулировки. Оно более конкретно и универсально, чем у авторов, которых мы рассматривали раньше.

Почитайте вместе с нами святителя Марка!

«Не нужно удивляться, если святыми различение божественной сущности и энергии изложено не столь ясно и развернуто. Ведь если нынче, после толикого утверждения истины и вселенского признания единоначалия, движимые внешней образованностью (а скорее, глупостью) причинили Церкви столько хлопот, вздорно обвиняя ее в многобожии [за учение о различии сущности и энергии], то как тогда поступили бы кичащиеся и кипящие суетной мудростью и стремившиеся получить предлог [выступить] против наших учителей?

Посему богословы и настаивают, как кажется, скорее на божественной простоте, нежели различении. Да и не было разумно еще не принявших в чистоте различение Ипостасей обременять вдобавок различением энергий. Ведь домостроительно каждый из божественных догматов тщательно исследовался в подобающие сроки, когда неизреченная премудрость вовремя пользовалась бешенством и надмением еретиков».

_______________________________

Источник: Марк Эфесский, свт. Силлогистические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов, 68 // Византийские исихастские тексты / Сост. А. Г. Дунаев. М., 2012. С. 475-476.