Почитай Отца. 2. Свт. Григорий Палама. Гомилия на Рождество Христово

Кажется, что у Рождества есть как бы две стороны — высоко богословская и очень простая, осмелимся сказать, милая. Что, конечно, отражает самую суть этого праздника.

В этом выпуске мы постарались рассмотреть богословскую часть (коснувшись, конечно, и детских пеленок) на материале одного из самых насыщенных богословскими концепциями текстов о нем. Приносим извинения, если местами будет слишком заумно — мы будем очень стараться излагать свои мысли нормальным языком, с чем, конечно, у нас пока проблемы( Но посмотрите какой текст!

В следующем — святочном — выпуске мы почитаем свт. Димитрия Ростовского! И тут уже главный акцент будет на ослике, стоявшем рядом со Спасителем и ангельском хоре, которым руководит архангел Гавриил «бия такту неувядаемою лилеею» и прочей красоте этого праздника.

Из его большого слова на Рождество мы успеем прочитать только несколько небольших фрагментов, но у кого есть время, очень рекомендуем почитать весь текст! Он вас удивит.

Свт. Григорий Палама. Гомилия 58 (отрывок). Перевод Петра Пашкова

«Вижу я, как сегодня Небо и земля сравнялись в чести; как соперничает вознесение низкого к тому, что за пределами сущего, c низхождением высокого. Ибо если и есть некое Небо небес, если и есть некие вышние воды, простертые над небосводом, если и есть какое-то место, чин и порядок над этим миром, нет там ничего удивительнее и драгоценнее пещеры, кормушки для скота, детской купели (περιρραντηρίων) и пеленок. Ведь из дел Божиих от века не было ни одного Божественнее и полезнее для всех, чем Рождество Христово, которое мы празднуем сегодня.

Ибо предвечное, непостижимое, вседержительное Слово, рождается ныне по плоти в пещере как бесприютный и бездомный Младенец, не имеющий над Собою крова; и кладут Его в кормушку для скота, и глаза видят Его, и руки осязают, и ткань пеленает Его. Не умная сущность, прежде не существовавшая, вошла в творение; не плоть получила бытие, чтобы вскоре исчезнуть; не сочетались между собой [одни лишь] плоть и ум, чтобы составить одно разумное живое существо; но Бог и плоть через посредство ума человеческого без смешения соединились в бытие единой Богомужной ипостаси (μιᾶς θεανδρικῆς ὑποστάσεως ὕπαρξιν)».

Приведший из небытия [в бытие] все земное и небесное, узрев, что разумные творения Его, стремясь к величию, сделались ничтожны, даровал им Самого Себя — ибо ничто не может ни превзойти Его в величии, ни сравниться с Ним, ни даже приблизиться. Себя предложил Он всем желающим приобщиться Ему, чтобы отныне мы могли, ничего не опасаясь, отдаться стремлению к лучшей доле (τοῦ κρείττονος) — тому самому, которое в начале обрекло нас страшнейшей из опасностей; чтобы каждый из нас, желая стать богом, не только не осуждался, но и мог достичь вожделенного.Так, парадоксальным образом, устраняет Он сам изначальный повод к падению: различие высших и низших среди сущих, которое вызывало зависть, ложь и вражду — порой тайную, а порой и неприкрытую. Ибо зачинатель зла, возжелав не только не уступать никому из Ангелов, но и больше того — сравняться с Творцом [своим], первым был низвергнут небывалым прежде падением. Затем же, снедаемый завистью к Адаму, он ложью потчевал его и посредством сходного желания увлек в бездну адову. И вот, свое падение он тем самым сделал окончательно неисцелимым — ибо не чьей-то гордыне приобщился, но сам стал полнотой зла, самим злом, предлагающим себя для приобщения всем, кто пожелает; Адама же низверг так, что трудно было исправить его, и для воззвания потребовалось небывалое прежде Пришествие Божие — то самое, которое свершилось ныне.

Итак, соблаговолив ныне устранить повод к превозношению, влекущему разумных Его созданий к падению, Бог все [сущее] делает подобным Себе. Поскольку же Он по естеству равен и единочестен Себе Самому, то и всю тварь делает Он по благодати равной и единочестной в себе самой. Как? Сам Он, от Бога Бог-Слово, неизреченно истощает Себя (κενώσας) и свыше нисходит к крайнему ничтожеству человеческому, и с Собою сочетает его, и, подобно нам, делается нищ и унижен, и низшее делает высшим — точнее сказать, во едино сводит высокое и низкое, с Божеством соединив (μίξας) человечество. Тем самым Он всем указывает путь к вышине — смирение, Самого Себя сегодня предложив в пример людям и Ангелам».

Источник: Γρηγόριος Παλαμάς, ἅγ. Ὁμιλία 58.1-2 // Ἅπαντα τά Ἔργα. T. 11. Σ. 454-456; Ὁμιλία 58: Εἰς τὴν Γέννησιν τοῦ Κυρίου, 4-5 // Ἅπαντα τά Ἔργα. T. 11. Σ. 459-462