Почитай Отца. 3. Свт. Димитрий Ростовский. Слово на Рождество Христово

В этом святочном выпуске мы будем читать — и почитать — свт. Димитрия Ростовского и его Слово на Рождество Христово.

В небольшом отрывке из этого замечательного текста — вся «детская» и праздничная стихия Рождества: размышления ослика и вола у яслей, ангельский оркестр у пещеры и его дирижер, «биющий такту небесною лилеею»… Но главное — главное, конечно, язык свт. Димитрия, не поддающийся никакому переводу. То удивительное и ошеломляющее чувство равенства между Богом и людьми, о котором говорил свт. Григорий Палама (см. предыдущий выпуск!) здесь преображается и становится почти домашней, почти семейной атмосферой, в которой Господь, скрывая Свой «Божественный маестат» становится близок каждому человеку.

Димитрий Ростовский, свт. Слово на Рождество Христово

«Открылся Бог из сокровенностей, из таинств Священного Писания. Не дивно, пришел бо между людей, а между людьми что когда утаиться может? Ничтоже утаено. Пока сидел Бог на небе, на Своем Божеском маестате, по то время никто не знал Его сокровенностей, Его таинств… А как снисшел с неба на землю, и как скоро стал обитать с людьми, так о Его сокровенностях, о Его таинствах не только набожные люди, яко то святый Иосиф, не только важные особы, яко то три восточнии царие, да и простолюдины, пастухи беседуют, глаголют, сокровенная рассказывают.

Один только вол с ослом молчат, хотя и долгие языки имеют. А почему знать? Если бы осел имел разум людский, не помыслил ли бы, стоючи при яслех: „Колиб тут был мой предок — осел той, который возил на себе пророка Валаама и говорил по-человечески, конечно бы той тут не замолчал. А что ж бы проговорил? Он бо добре слышал ушима своима, что оный пророк, на нем седя, глаголал: ‘Возсияет звезда от Иакова, и восстанет человек от Израиля’ (Числ. 24:17)“ .

А вол что? Если бы и той имел разум, конечно бы помыслил: „Когда бы тут был вол оный, котораго Иезекииль видел между шестью крылами Херувимскими, лице тельче, той не только бы заговорил, да и воспел бы воплощения Божия тайну: ‘Воспеша четыре живота’ (Иез. 1)“».

«„Бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих и поющих Бога“ (Лк. 2:13). Должно уважити оба слова: „воинов поющих“ — и вои, и певчие, и музыканты, и воинство. В одной руце гусли, в другой меч — так подобно, как Давид глаголет: „Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их“ (Пс. 149:6).

Единии небеснии концерты воспевают, а хором управляет святый Архангел Гавриил, бия такту не увядающею и в зиме лилеею. Другие готовы к сражению сотворити отмщение, а воеводствует ими святый Архистратиг Михаил с мечем обнаженным… Так святые Ангелы своего Ангелов Творца, от чистейшей Ангелов Девицы рожденнаго, и песньми славят, и здравие его в натуре человеческой новопринятой охраняют.

Так, когда с новорожденным в вертепе Царем Небесным весь чин небесный прибыл в вертеп, опустошивши небо, будь же ты на сей час небо — пустым вертепом; а ты, вертепе, будь полным небом: „Небо — вертеп!“».

____________________________

Источник: Димитрий Ростовский, свт. Слово на Рождество Христово // Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. М., 1848. Ч. 3. С. 466–467, 473–474