Чем женатый похож на безногого? Августин, свт. Филарет. Почитай Отца 2.2

Что Церковь говорит нам о браке и семейной жизни? Может сложиться впечатление, что почти ничего. По крайней мере, ничего хорошего. Аскетический идеал Православия, как кажется, требует считать монашество если не единственно возможным, то по крайней мере единственно нормальным образом жизни для христианина. В лучшем случае, православные могут согласиться, что от брака может быть практическая польза: дети, семья как «ячейка общества»…

Приступая к обсуждению «богословия семейной жизни», мы хотели сразу поставить проблему максимально остро, и потому выбрали два текста, в которых «аскетический» и «функциональный» подходы к браку представлены очень ярко и выразительно.

Из нашего выпуска вы узнаете:

Чем, по мнению св. Августина, женатый похож на калеку?
Есть ли у слов о «единой плоти» хозяйственно-экономический смысл?
И что такое «сюжетная арка»?

Блаженный Августин. О супружестве и похоти. Гл. VII.

Поэтому супружество следует прославлять, ибо оно делает из порока похоти некое благо; но в то же время супружество испытывает чувство стыда, поскольку не может существовать без вышеупомянутого акта. Как, например, если бы кто-нибудь с обезображенной ногой, хромая, тем не менее дошел бы до чего-либо хорошего, то это прибытие не может считаться злом из-за недуга хромоты и хромота не может быть объявлена благом вследствие пользы этого прибытия; также мы не должны ни осуждать супружество за порок сладострастия, ни прославлять сладострастие из-за благой природы супружества.

Свт. Филарет Московский. Толкование на книгу Бытия. 24.

Сего ради оставит человек отца своего и свою мать, и прилепится к жене своей, и будут (два) плоть одна.

Слова сии можно принимать или от лица Адама, предсказывающего естественное следствие сотворения жены, или от лица Моисея, показывающего начало супружества. Но Иисус Христос приписывает оные Богу (Мф. XIX. 5). Сие довольно показывает их важность, чрез кого бы ни были они произнесены.

Свойство супружеского союза объясняется сравнением его с естественным союзом между родителями и детьми и показывается, что первый неразрывнее последнего. Впрочем, оставление отца и матери и прилепление к жене относится к общежитию, но не простирается на любовь и благодарность детей к родителям.
Отлучение от отца и матери приписывается мужу потому, что муж, а не жена, основывает дом и семейство, отдельное от родительского.
Тесный союз супружества выражается еще с большею силою наименованием одной плоти.
Точный разум сего первоначального и всеобщего закона о супружестве таков, что им исключается многоженство и своевольное расторжение брака, но не девство и целомудрие

Свт. Филарет Московской. Пространный катехизис. Вопрос 358.

Что такое брак?
Брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подаётся благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей.