Почитай отца. 17. Равноап. Константин Великий. Христианство в Константиновскую эпоху

В день памяти равноапостольного императора Константина мы попытались обсудить такое явление как «Константиновская эпоха», т. е. жизнь Церкви при империи или монархии. Эта эпоха, начавшись при имп. Константине, кончилась по сути в 1917 году, если вообще кончилась. Сейчас этот период (а точнее именно явление, один из способов бытия Церкви в земных государствах) вызывает крайне неоднозначные оценки вплоть до тотальной критики.
Мы попытались посмотреть на эту ситуацию через призму трех текстов: Евсевия Кесарийского, свт. Геннадия Схолария и патриарха Досифея. Вряд ли мы нашли какие-то итоговые ответы и оценки. Но мы попытались задуматься о том, как их можно было бы давать, и о том, как может жить Церковь сегодня.
Пишите в комментариях, как вы смотрите на жизнь Церкви в империи!

Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина.
Как верный и добрый слуга, Константин что возвещал, то и делал. Он открыто называл рабом и исповедывал себя слугой Всецаря; за то Бог вскоре воздал ему, поставил его господином, владыкой и победителем, каких между автократорами от века не бывало, победителем, никогда непреоборимым и непобедимым в отношении к победам, сотворил его таким василевсом, о каком никогда прежде и слухом не слыхивали, явил его столь боголюбивым и преблаженным, столь благочестивым и благополучным, что он без всякого труда овладел гораздо большим числом народов, нежели то каким владели прежние государи19, и безбедно сохранил свою власть до самой кончины.
Посему, угощая некогда епископов, Константин справедливо сказал, что и сам он епископ (приводим собственные его слова, произнесенные при нас): «только вы — епископы внутренних дел Церкви, а меня можно назвать поставленным от Бога епископом дел внешних.” Распоряжаясь согласно с этими словами, он надзирал за всеми подвластными себе и побуждал их, сколько было силы, вести жизнь благочестивую.
Досифей, патр. Иерусалимский. Двенадцатикнижие
И как от Рождества Христова до Константина Великого Христиане не имели Царства, но были в высокой степени святы и православны и украшались бесчисленным множеством мучеников; так и ныне такое же время в Восточной Церкви и такое же состояние и так же бесчисленное множество мучеников процветает в ней. Притом мирское царство не есть существенная принадлежность Церкви; ибо и Христос отверг его перед Пилатом и предсказал бедствия, страдания, лишения и смерть, а не мирское царство…
Царство установлено не по желанию Божьему, как показывает первая книга Царств; конечно и в Новом Завете появлялось много еретиков до Константина Великого, но они скоро были истребляемы епископами и учителями, а после Константина еретики умножились и распространились, как видим и доныне.
Геннадий Схоларий, патр. Константинопольский. Синайские послания
Удостоверяем вас вселенским уверением как от просвещающего человеческие сердца Бога: знайте, что точной упорядоченности в таинствах Церкви, архиерейском достоинстве, жертвах, псалмопениях, праздниках, монашеской жизни и во всем другом не было в начале христианства, но появилось позже…
До великого императора Константина 318 лет от домостроительства Господа нашего христианство во всем имело простоту, а не таковое разнообразие. Но и в такой простоте имел наш Иисус от людей больше плода, потому что за Имя Его ежедневно умирали по всей вселенной сотни, тысячи, бесчисленное множество людей сверх числа, и ежедневно возрастало христианство через кровь немногоуставных христиан, а небо наполнялось неземными ангелами. Большинство людей крестились и сразу отходили на мученичество или по собственной воле, или выданные другими.
И ныне христианство подобно тому, что было до Константина, ибо сейчас, как и тогда, мы не имеем ни царства, ни свободной церкви, ни независимости.