Почитай Отца. 16. Прп. Пахомий Великий. Христианство после имп. Константина

Этот выпуск приурочен ко дню памяти прп. Пахомия Великого. Но почитали мы бл. Иеронима («путаницы здесь будет предостаточно») — а именно его вступление к переводу правил прп. Пахомия, где латинский писатель описывает устройство монастыря, основанного египетским преподобным. Этот текст (приводим, как обычно, ниже) крайне интересен просто как фиксация удивительного периода истории нашей Церкви. Масштаб «проекта» прп. Пахомия и его наследников воистину поражает воображение.

Однако отталкиваясь от этого сюжета мы порассуждали о том, как вообще развивалось христианство во второй половине IV века — в период обретения Церковью своего места в христианизирующейся империи. Попробовали сравнить «проекты» прп. Пахомия, свт. Василия Великого и свт. Григория Богослова. Ну, а отсюда оказалось недалеко до жизни Церкви в советский и пост-советский период.

Пишите, пожалуйста, в комментариях, что нам почитать в следующих выпусках, что мы делаем так, а что — не так!)

Предисловие блаженного Иеронима к сделанному им латинскому переводу правил св. Пахомия.

Наши братия следуют примеру египетских, то есть Табенских монахов, которые имеют в каждом монастыре отцов (игуменов), экономов, седмичных, слуг и настоятелей отдельно для каждого дома, так что в одном доме живут по сорок и более или менее братьев, повинующихся одному настоятелю. В монастыре же одном, смотря по числу братьев, бывает по тридцати или по сорока домов; причем, три или четыре дома соединяются в отдельную общину, частью, для совместного выхода на работы, частью, для очередных седмичных услуг.

Кто первым вступил в монастырь, тот первым садится, первым встает, первым поет псалом, первый протягивает руку за столом, прежде других причащается в церкви. Внимание у них обращается не на возраст, а на образ жизни.
В кельях они не имеют ничего, кроме псиатия, двух либитонариев (это род одежды египетских монахов, не имеющей рукавов) и одного, уже изношенного, для спанья или работы; имеют они также по льняному покрывалу, по два клобука, козью кожу, которую называют милотью, льняной пояс, башмаки, да посох — спутника в дороге.

Больные пользуются чрезвычайным уходом и пищей, приготовленной в полном изобилии; здоровые же, отличаются способностью к большому воздержанию. Два раза в неделю, в четвертый и шестой день после субботы, все постятся, исключая время Пасхи и Пятидесятницы. В другие дни желающие едят после полудня; в ужин также полагается трапеза для рабочих, стариков и детей, и по причине слишком большой жары. Есть такие, которые два раза едят понемногу, а другие довольствуются, раз принятой в обед или ужин пищей. Некоторые выходят, съевши немного хлеба. Едят все вместе. Кто не захочет идти на трапезу, получает в свою келью только хлеб, воду и соль, на день или на два, как пожелает.

Братья, занимающиеся одним и тем же ремеслом, живут в одном доме и под ведением одного настоятеля; например, ткущие полотно, живут вместе; приготовляющие рогожи, составляют особую семью; швецы, мастера, делающие повозки, валяльщики сукна, башмачники, каждые порознь управляются своими настоятелями. По-прошествии недели, все представляют настоятелю монастыря отчёты о своей работе.
Во главе всех монастырей стоит один главный начальник. Он живет в монастыре. В дни Пасхи, исключая самых необходимых в монастыре людей, к нему собираются все, так что страсти Господни празднуют вместе до пятидесяти тысяч человек.

В месяце, называемом месор, то есть в августе, празднуется наподобие юбилея день отпущения; причем, грехи отпускаются всем, и имевшие какую-либо вражду, примиряются между собою; в то же время назначаются для монастырей игумены, экономы, настоятели, слуги, насколько требует этого необходимость.

Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 4. Киев, 1880. / Предисловие блаженного Иеронима к сделанному им латинскому переводу правил св. Пахомия. с. 53–56.