Почитай Отца. 9. Свт. Иоанн Златоуст. Огласительная беседа. О крещении и браке
Выпуск ко дню памяти трех Святителей мы решили посвятить свт. Иоанну Златоусту, поскольку о текстах свт. Григория Богослова (№ 1, 5) и свт. Василия Великого (№ 4) мы уже успели поговорить, даже несколько раз. Мы выбрали небольшой фрагмент из его огласительных бесед, в котором сочетаются описание таинства Крещения, брака и связи между ними. Читайте, слушайте!
Кстати, мы закупили профессиональную технику и со следующего выпуска, надеемся, сможем порадовать вас новым качеством звука.
Кроме того — пишите, каких отцов, нам обсудить, какие тексты почитать, какие темы обсудить! Мы будем очень рады предложениям!
Святитель Иоанн Златоуст. Огласительная беседа
Ты видел благость Владыки? Итак, не напрасно и не случайно в начале беседы я назвал то, что совершается, духовным браком. Ведь даже в телесном136 браке невозможно девушке сочетаться с мужем, если она не забыла своих родителей и тех, кто воспитал ее, и не обратила все свои мысли к жениху, который должен стать ее супругом. Поэтому и блаженный Павел, коснувшись этой темы, назвал это событие тайной, говоря: Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф. 5:31), и, поняв значение совершающегося, он в изумлении воскликнул: Тайна сия велика (Еф. 5:32).
И действительно, поистине велика. Ибо какой человеческий рассудок сможет постичь суть совершающегося? Да и кто поймет, что девушка, вскормленная материнским молоком и воспитанная в доме, которую родители удостоили столькой заботы и попечения, когда достигнет брачного возраста, сразу в один миг забывает и материнские муки, и всякую другую заботу, и все привязанности, и узы любви, и все остальное, и направляет все свои мысли к тому, кого никогда не видела до этого вечера137? И, наконец, совершается столь великая перемена, что он становится для нее всем, и она считает его и отцом, и матерью, и мужем, и можно найти [для этого] другие слова. Она не помнит уже о тех, кто растил ее столько лет, и происходит такое соединение супругов, что они уже не двое, а одно.
Провидя это пророческими очами, первозданный [человек] говорил: Она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть (Быт 2:23–24). То же самое можно сказать и о муже. И он забывает родителей и отчий дом, чтобы соединиться и прилепиться к той, которая сочетается с ним в этот вечер. И чтобы показать нам глубину этих отношений, в Божественном Писании не [просто] сказано, что Он соединится с женой, но прилепится к жене своей. Но и этого было недостаточно, почему и добавлено: И будут двое одна плоть. Поэтому и Христос, приводя это свидетельство, сказал: Так что они уже не двое, но одна плоть (Мф. 19:6). Такое, говорит Он, происходит соединение и такая глубокая связь, что двое — одна плоть. Скажи мне, какой рассудок сможет исследовать это, какой разум постичь совершающееся? Не верно ли говорил блаженный учитель вселенной, что это тайна? И не просто сказал тайна, но тайна сия велика (Еф. 5:32).
Итак, если телесный брак — это тайна, причем великая тайна, что можно сказать достойного об этом духовном браке? Итак, посмотри внимательно, каким образом из-за того, что все здесь духовно, происходящее совершается противоположно телесному. В телесном браке никто никогда не согласился бы взять себе жену, пока не разузнал о ее благообразии, телесной красоте и не только об этом, но прежде всего о денежном благосостоянии.
Здесь же ничего подобного нет. Почему? Потому что то, что здесь совершается, — духовно, и наш Жених, движимый человеколюбием, спешит спасти наши души. Ибо если даже безобразен кто и уродлив видом, если крайне беден и безроден, если раб и отвержен [людьми], если изувечен и отягощен бременем грехов, Он не допытывается, не вдается в подробности и не требует никакого ответа. Ибо от Владыки138 — дар, щедрость и милость, и Он просит от нас только одного — забвения прошлого и благоразумия в будущем.
Podcast: Play in new window | Download | Embed
Subscribe: RSS