Догматическое развитие. Свт. Григорий Палама. Почитай Отца 3.5

Свт. Григорий Палама интересным образом воспринимает и переосмысляет ту схему этапов откровения Бога и человеческого знания о Боге, которую мы обсуждали в выпуске про свт. Григория Паламы.

Почему мы можем быть уверены, что Церковь учит о том, что Фаворский Свет — Божество, если в первом тысячелетии мы не находим такого учения? Как возможно формулирование новых аспектов вероучения после Вселенских Соборов?

Слушайте ответ свт. Григория Паламы!

«Возвещенные теперь во всеуслышание, всем известные и открыто проповедуемые догматы были тайной для Закона, [данного] через Моисея, и провидели их одни пророки в Духе [Святом]. А обетованные святым блага будущего века суть тайна для устроения жизни, [установленного] Евангелием (τῆς κατὰ τὸ εὐαγγέλιον πολιτείας ἐστὶ μυστήρια), так что получают и провидят их [одни] те, кто сподобился зрения в Духе [Святом], причем и они — [лишь] умеренно, как [некий] залог. И вот, положим, тогда кто-то из иудеев без благоговения мог слушать, как пророки говорят о совечных [Отцу] и предвечных Слове и Духе Божиих, и затыкать уши, полагая, что слышит речи, неприемлемые для благочестия и противные общепризнанному среди [людей] благочестивых речению — тому, что гласит “Господь, Бог твой, Господь един есть” (Втор. 6:4). Подобное, пожалуй, и теперь может произойти с тем, кто без благоговения станет слушать о тайнах Духа, познанных лишь теми, кто очищен добродетелью. Но впоследствии, когда предреченное исполнилось, оказалось, что бывшее тогда тайным находится в согласии с явным, так что мы ныне веруем во Отца, Сына и Святого Духа, триипостасное Божество, единое по природе, простое, несложное, нетварное, невидимое, непостижимое. Так будет и когда в надлежащее время откроется век будущий: когда единый в трех совершенных ипостасях Бог явит Себя, явным для всех сделается, и что [нынешние] тайны находятся в согласии с явным [для нас].
Следует также принимать во внимание следующее. Триипостасность Божества, ничуть не нарушающая понятия монархии (τῷ λόγῳ τῆς μοναρχίας μηδαμῶς λυμαινόμενον), сделалась очевидной для всех концов земли [лишь] впоследствии. Однако, тем не менее, оным пророкам все это было в точности известно и до того, как исполнилось; легко принять это было и тем, кто тогда уже верил им. И точно так же и нам теперь известны слова исповедания, хотя одни из них проповедуются открыто, а другие таинственно заранее являются в Духе достойным того. Одни [из нас] собственно посвящены в Таинства на опыте (αὐτῇ τῇ πείρᾳ μεμυημένοι) — те, кто отреклись от стяжания денег, человеческой славы и безобразных наслаждений тела ради евангельской жизни, и, более того, утвердили это свое отречение через послушание преуспевшим в возрасте Христовом; они внимают самим себе и Богу в безмолвии, отложив всякое попечение, и через строгое внимание и чистую молитву делаются выше самих себя и пребывают в Боге, посвященные в недоступные уму таинства посредством недоступного уму таинственного единения с Богом. Другие же [из нас познают тайны] через почтение, веру и любовь к [посвященным в них на опыте]»

Перевод П. Пашкова с издания Gregorio Palamas. Il Tomo aghioritico: La storia, il testo e la dottrina / Ed. A. Rigo. Leuven, P., Bristol, 2021. P. 108-110