Мистическое богословие Дионисия Ареопагита. Почитай Отца #32

В этом выпуске мы почитаем один из самых значимых мистических текстов христианства от самого загадочного автора. Вот о чем мы поговорим:

Введение

3:38 — описание главного текста о богопознании

6:35 — История восприятия и переоткрытия Ареопагитик

12:55 — Ареопагит — философ или богослов?

14:50 — язык, как свидетельство мистического опыта у Дионисия Ареопагита

16:07 — первый фрагмент текста. Созерцание Троицы безглазыми умами

21:58 — три трактата Дионисия о Писании, два из которых он не писал

28:40 — отступление о взаимовлиянии христианства и платонизма. Гипотеза о влиянии христиан на платоников

34:55 — возвращаемся к тексту: Ареопагитский синтез

37:20 — второй фрагмент текста. Апофатическое познание Бога. Путь к молчанию

43:01 — о философском и богословском богопознании

В выпуске мы упоминали:

Заметку “Славянские Ареопагитики” Михаила Шпаковского

Диссертацию нашего коллеги и друга Романа Соловьева

К сожалению, в этом выпуске мы не сказали еще одну очень важную вещь о разнице между Дионисием и Проклом. Зато мы скажем о ней в следующем выпуске, также посвященном великому мистическому писателю Восточной Церкви — прп. Макарию Великому. В двух этих выпусках нам удалось, как кажется, сформулировать какие-то общие мысли о мистическом богословии.

Слушайте!

Дионисий Ареопагит. О мистической теологии

Глава 1. 1. Троица пресущественная, пребожественная и преблагая, руководящая премудростью христиан, направь нас к таинственных слов пренепознаваемой пресветлой и высочайшей вершине, где простые, абсолютные и неизменные таинства богословия, окутанные пресветлым мраком сокровенно таинственного молчания, в глубочайшей тьме пресветейшим образом сияют и совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы. Такой пусть будет моя молитва.

Глава 4.

Итак, мы утверждаем, что Причина всего, будучи выше всего, и несущностна, и Ήeжизнeннa, не бессловесна, не лишена ума и не есть тело; не имеет ни образа, ни вида, ни качества, или количества, или величины; на каком–то месте не пребывает, невидима, чувственного осязания не имеет; не воспринимает и воспринимаемой не является; Ей не свойственны беспорядок, смута и беспокойство, возбуждаемые страстями материи; Она не бессильна как неподверженная чувственным болезням, не имеет недостатка в свете; ни изменения, ни тления, ни разделения, ни лишения, ни излияния не претерпевает; и ничего другого из чувственного Она не представляет Собой и не имеет.

Глава 5.

Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она и не число, и не порядок, не величина и не малость, не равенство и не неравенство, не подобие и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает в покое; не имеет силы и не является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть ни сущность, ни век, ни время; Ей не свойственно умственное восприятие; Она не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она не единое и не единство, не божественность или благость; Она не есть дух в известном нам смысле, не сыновство, не отцовство, ни что–либо другое из доступного нашему или чьему–нибудь из сущего восприятию; Она не что–то из не–сущего и не что–то из сущего; ни сущее не знает Ее такой, какова Она есть, ни Она не знает сущего таким, каково оно есть; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни знание; Она не тьма и не свет, не заблуждение и не истина; к Ней совершенно не применимы ни утверждение, ни отрицание; и когда мы прилагаем к Ней или отнимаем от Нее что–то из того, что за Ее пределами, мы и не прилагаем, и не отнимаем, поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной.