Святость семейной жизни. Свт. Григорий Богослов. Почитай Отца 2.5

В этом выпуске мы после долгого воздержания вновь обращаемся к нашему любимому автору — свт. Григорию Богослову. Пытаясь разобраться в святоотеческому учении о браке, мы с удивлением обнаружили, что тема семьи и супружества занимает в наследии святителя одно из самых важных мест и является для него чрезвычайно важной. В его текстах брак описан как путь добродетели и совместного восхождения супругов к Богу; мы попробуем разобраться, почему такой взгляд был революционным для IV в., и как свт. Григорий пришел к нему.

В этом выпуске ждите ответы на вопросы

– Что общего у Григория Богослова с феминистическим манифестом?

– Умели ли люди любить в IV веке?

– Бывают ли женатые епископы святыми?

Тексты к выпуску:

**Григорий Богослов, свт. Похвала девству,

Опять фарисеи искушают Господа…. Не довольно было саддукеев, искушающих о воскресении, законников, вопрошающих о совершенстве… некто еще и о браке спрашивает Неискушаемого, спрашивает Того, Кто Сам Творец супружества, Кто от первой Причины создал весь сей род человеческий.

Мат 19:4: “Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?”

Он говорит: вопрос, предложенный тобой, показывает в тебе уважение к целомудрию и требует снисходительного ответа. А касательно целомудрия, как вижу, многие имеют неправильное понятие, да и закон у них не равен и не правилен. Ибо почему закон обуздал женский пол, а мужскому дал свободу, и жена, злоумыслившая против ложа мужнего, прелюбодействует и подвергается за то строгому преследованию законов, а муж, прелюбодействующий с женой, не подлежит ответственности? Я не принимаю такого законодательства, не одобряю обычая. Мужья были законодателями, потому и закон обращен против женщин, потому и детей отдали под власть отцов, а слабейший пол оставлен в пренебрежении.

Напротив того, Бог установил не так, но: чти отца твоего и матерь твою (Исх. 20:12), – вот первая заповедь, соединенная с обетованиями: да благо ти будет, и: тот кто злословит отца или матерь, смертию да умрет (Исх. 21:16). Видишь, равно и доброе почтил, и злое наказал.

Один Творец мужа и жены, одна персть – оба они – один образ; один для них закон, одна смерть, одно воскресение; одинаково рождаемся от мужа и жены; один долг обязаны воздавать дети родителям.

Как же ты требуешь целомудрия, а сам не соблюдаешь? Взыскиваешь, чего не дал? Если ты обращаешь внимание на худшее: жена согрешила, согрешил и Адам; змий прельстил обоих

Возьми во внимание и лучшее: Обоих спасает Христос страданиями. За мужа стал Он плотью, но также и за жену. За мужа умер, и жена смертью спасается.

И будета оба, сказано, в плоть едину (5); а одна плоть да имеет и одинаковую честь. Павел же внушает целомудрие и примером. Каким примером и как? Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:32).

Хорошо жене почитать Христа в лице мужа; хорошо и мужу не бесчестить Церковь в лице жены. Жена, говорит он, да боится своего мужа, потому что боится и Христа; но и муж да любит свою жену, потому что и Христос любит Церковь.

Мне кажется, что здесь слово Божие не одобряет двоеженства; ибо если два Христа, то два и мужа, две и жены; а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута. А если удерживает от второго брака, то что сказать о третьем? Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие.

Так учит Спаситель… Что же фарисеи? Говорят: Аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися (ст. 10). Теперь только узнаешь ты, фарисей, что лучше не жениться?…

Можно здесь сказать и то и другое. Лучше жениться; и я на сие согласен, ибо честна женитва и ложе нескверно (Евр. 13:4), но лучше для умеренных, а не для ненасытных, не для тех, которые хотят оказывать плоти более уважения, чем должно. Когда брак есть собственно брак, и супружеский союз, и желание оставить после себя детей, тогда брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу.

Но когда он разжигает грубую плоть, обкладывает ее тернием и делается как бы путем к пороку, тогда и я скажу: лучше не жениться.

Брак – доброе дело, но не могу сказать, чтобы он был выше девства

Григорий Богослов, свт. Похвала девству, 224-304 // Творения. СПб., 1912. С. 138-140

Слово 18. 7.

Составляя одну плоть, они имеют и одну душу и взаимной любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений.

.. Не вступившие в супружество, как не обремененные житейскими заботами, имеют нужду в меньшей помощи великого Бога; а кто обязан быть попечителем милой супруги, имения и чад, кто рассекает обширнейшее море жизни, тому нужна большая помощь Божия, тот взаимно и сам более любит Бога

[В браке его родителей…] так соединились все превосходные и мужские, и женские качества, что брак был не плотским только союзом, но не менее того и союзом добродетели. Супруги, превосходя других, не могли превзойти друг друга, потому что в обоих добродетель была одинаковой силы и цены. 8. Жена, данная Адаму помощником по нему (Быт. 2:18), потому что добро человеку быти не единому, из сотрудницы сделалась врагом, стала не супругой, но противницей, обольстив мужа сластолюбием и древом познания лишив древа жизни. Но жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и предводительницей.

Она по преизбытку веры не потерпела быть в союзе с иноверным, и, хотя была самая терпеливая и мужественная из жен, однако в том единственно не могла сохранить любомудрия, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее и неутомимо действовала на мужа, старалась приобрести его различными способами: упреками, увещаниями, услугами, отлучением, а более всего своими нравами и пламенной ревностью о благочестии.

Слово 8. О Горгонии. 8. она показала, что ни супружество, ни девство не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром…

она не отлучилась от Духа, оттого что сочеталась с плотью, и не забыла о первой Главе, оттого что признала главой мужа, но, послужив миру и природе в немногом и сколько сего требовал закон плоти или, лучше сказать, Тот, Кто дал такой закон плоти… Она и мужа своего склонила на свою сторону и имела в нем не строптивого господина, но благого сослужителя. Мало того: и плоды тела, то есть своих детей и внуков, она сделала плодом духа, поскольку весь род и все семейство, как единую душу, очистила и приобрела Богу.