Жена — лиса или пчела? Что говорили о браке и семье до христианства. Почитай Отца 2.4
Что святые отцы говорят богословского о семье? Прежде чем перейти прямо к этой теме, нужно сделать предварительный экскурс в античную культуру. Что говорили о браке до отцов Церкви? Каково было общее отношение к семье и женщине в окружавшей их культуре? Чтобы ответить на эти вопросы этого мы почитали:
- поэму где плохие жены описываются как «хрюшка», «лиса», «собака», «осел» и не только, а хорошая жена уподобляется «пчеле». Симонид Аморгский. 7 век до Рождества Христова.
- фрагменты о семье «Политики» Аристотеля. Главный трактат главного философа! 4 в. до Р. Х.
- философский трактат «Наставление супругам» Плутарха. Появление семьи в сфере философии! 1 после Р. Х.
- кусочек из трактата «О браке» стоика Гиерокла. Он уже вообще молодец:) 2 в после Р. Х.
Слушайте выпуск на всех подкаст-площадках и ждите следующего выпуска, где свт. Григорий Богослов утешит наши души женатиков!
Аристотель. Политика?
Стихотворение Симонида Аморгского:
Различно женщин нрав сложил вначале Зевс:
Одну из хрюшки он щетинистой слепил —
Все в доме у такой валяется в грязи,
Разбросано кругом, — что где, не разберешь.
Сама ж — немытая, в засаленном плаще,
В навозе дни сидит, нагуливая жир.
Другую из лисы коварной создал бог…
Иной передала собака верткий нрав…
Иной дал нрав осел, облезлый от плетей…
Плутарх. Наставление супругам
Введение. У философии хоть и есть множество прекрасных речей, ни одной из них не уступит по важности именно эта, свадебная, ибо тех, кто решил связать себя супружескими узами, она завораживает, делая нежными и ласковыми в отношениях друг с другом. И вот, в кратких, чтобы легче было запомнить, сравнениях изложив основное из того, что вам, вкушая от философии, уже не раз приходилось слышать, посылаю обоим общий подарок, умоляя Муз оказать Афродите помощь и содействие: ведь супружество и семейный очаг куда более, чем какую-то лиру или кифару, подобает им приводить к согласию и созвучию при помощи красноречия, искусства и философии.
33. …Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом; считаясь с ее чувствами, и неизменно благожелательно. О теле можно по-настоящему заботиться, не потворствуя, однако, его вожделениям и прихотям; и женою можно управлять так, чтобы это ей доставляло радость и удовольствие
Гиерокл. О браке
Но я сам считаю, что супружеская жизнь тоже прекрасна. Ибо какое украшение дома может быть подобно общности мужа и жены? Ведь красота дома — это не дорогие здания, не облицованные мрамором стены и не портики, украшенные камнями, которыми восхищаются не знающие истинного блага, не живопись и не подстриженные миртовые кущи, и не что-либо другое, что поражает глупцов, но союз мужа и жены, которые связаны единой судьбой и посвящены богам брака, рождения и очага, в согласии друг с другом и считая общим все вплоть до их собственных тел или, скорее, до их собственных душ; и которые заботятся об управлении, возложенном на них их домашним хозяйством и их слугами, а также о воспитании своих детей, о необходимом в жизни, и эта их забота не чрезмерна и не недостаточна, но уравновешена и умеренна. Ибо что может быть «сильнее и лучше», говоря словами самого прославленного Гомера, дома, «Где однодушно живут, сохраняя домашний порядок, Муж и жена»?
Пер. Т. Л. Александровой
Podcast: Play in new window | Download | Embed
Subscribe: RSS