Жена — лиса или пчела? Что говорили о браке и семье до христианства. Почитай Отца 2.4

Что святые отцы говорят богословского о семье? Прежде чем перейти прямо к этой теме, нужно сделать предварительный экскурс в античную культуру. Что говорили о браке до отцов Церкви? Каково было общее отношение к семье и женщине в окружавшей их культуре? Чтобы ответить на эти вопросы этого мы почитали:

  • поэму где плохие жены описываются как «хрюшка», «лиса», «собака», «осел» и не только, а хорошая жена уподобляется «пчеле». Симонид Аморгский. 7 век до Рождества Христова.
  • фрагменты о семье «Политики» Аристотеля. Главный трактат главного философа! 4 в. до Р. Х.
  • философский трактат «Наставление супругам» Плутарха. Появление семьи в сфере философии! 1 после Р. Х.
  • кусочек из трактата «О браке» стоика Гиерокла. Он уже вообще молодец:) 2 в после Р. Х.

Слушайте выпуск на всех подкаст-площадках и ждите следующего выпуска, где свт. Григорий Богослов утешит наши души женатиков!


Аристотель. Политика?

Стихотворение Симонида Аморгского:

Различно женщин нрав сложил вначале Зевс:
Одну из хрюшки он щетинистой слепил —
Все в доме у такой валяется в грязи,
Разбросано кругом, — что где, не разберешь.
Сама ж — немытая, в засаленном плаще,
В навозе дни сидит, нагуливая жир.
Другую из лисы коварной создал бог…
Иной передала собака верткий нрав…
Иной дал нрав осел, облезлый от плетей…

Плутарх. Наставление супругам

Введение. У фило­со­фии хоть и есть множество пре­крас­ных речей, ни одной из них не уступит по важно­сти имен­но эта, сва­деб­ная, ибо тех, кто решил связать себя супружески­ми уза­ми, она заворажива­ет, делая неж­ны­ми и лас­ко­вы­ми в отношени­ях друг с дру­гом. И вот, в крат­ких, чтобы лег­че было запомнить, сравнениях изло­жив основ­ное из того, что вам, вку­шая от фило­со­фии, уже не раз при­хо­ди­лось слышать, посы­лаю обо­им общий пода­рок, умо­ляя Муз ока­зать Афро­ди­те помощь и содей­ст­вие: ведь супружество и семей­ный очаг куда более, чем какую-то лиру или кифа­ру, подо­ба­ет им при­во­дить к согласию и созвучию при помощи крас­но­ре­чия, искус­ства и фило­со­фии.

33. …Спра­вед­ли­вый муж повеле­ва­ет женою не как хозя­ин соб­ст­вен­но­стью, но как душа телом; счи­та­ясь с ее чув­ства­ми, и неиз­мен­но бла­го­же­ла­тель­но. О теле мож­но по-насто­я­ще­му забо­тить­ся, не потвор­ст­вуя, одна­ко, его вожде­ле­ни­ям и при­хотям; и женою мож­но управ­лять так, чтобы это ей достав­ля­ло радость и удо­воль­ст­вие

Гиерокл. О браке

Но я сам считаю, что супружеская жизнь тоже прекрасна. Ибо какое украшение дома может быть подобно общности мужа и жены? Ведь красота дома — это не дорогие здания, не облицованные мрамором стены и не портики, украшенные камнями, которыми восхищаются не знающие истинного блага, не живопись и не подстриженные миртовые кущи, и не что-либо другое, что поражает глупцов, но союз мужа и жены, которые связаны единой судьбой и посвящены богам брака, рождения и очага, в согласии друг с другом и считая общим все вплоть до их собственных тел или, скорее, до их собственных душ; и которые заботятся об управлении, возложенном на них их домашним хозяйством и их слугами, а также о воспитании своих детей, о необходимом в жизни, и эта их забота не чрезмерна и не недостаточна, но уравновешена и умеренна. Ибо что может быть «сильнее и лучше», говоря словами самого прославленного Гомера, дома, «Где однодушно живут, сохраняя домашний порядок, Муж и жена»?

Пер. Т. Л. Александровой