Этика долга и сопротивление злу в русской мысли
Этика долга и сопротивление злу в русской мысли
Как русские философы решали проблему присутствия зла в мире? Как на их взгляды повлияли идеи немецкой классической философии? Как учили реагировать на зло?
Предлагаем вам погрузиться в историю философии и вместе с русскими мыслителями попробовать осмыслить проблему зла и насилия.
Курс записан в живой аудитории.
Автор курса
Константин Михайлович Антонов
доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения ПСТГУ
Программа курса
Этика долга #1. Зло и насилие как философская проблема
Что такое зло? Как можно осмыслять его и как жить в мире, наполненном злом и насилием? Как в решение проблемы зла вложились русские мыслители и как их идеи связаны с конфуцианством, индийской философией и подвигом новомучеников?
Этика долга #2. Открытие Толстого: непротивление злому как моральный долг
Как Толстой понимал заповедь «Не противься злому»? Что общего между философскими открытиями русского мыслителя, Декарта и блаженного Августина? Как принцип непротивления злу соотносится с категорическим императивом Канта? О главном философском трактате Л. Н. Толстого «В чем моя вера» и его значении в истории мысли.
Этика долга #3. Евангелие против секулярного мира: непротивление злому как основа политической теологии и теологии культуры
В чем Толстой и Кант спорили с блаженным Августином? Может ли государство быть христианским? Как непротивление злому определяет отношение к социальным институтам?
Этика долга #4. Вариации морального ригоризма и силлогизм непротивления злу: Толстой, Кант, русская интеллигенция, ранний Франк
Как можно жить «разумно» в перспективе смерти? Что общего между философией Толстого и Хайдеггера? Как идея непротивления злому была воспринята в среде русской интеллигенции? Как взгляды Толстого оценивали социалисты-революционеры и что об этом писал Семен Франк?
Этика долга #5. Силлогизм непротивления и моральный здравый смысл: преодоление Толстого у раннего Франка и позднего Соловьева
Почему эсеры считали террор морально оправданным? Почему идеи марксизма релятивировали мораль? Как эти крайности были преодолены в философии Франка и Соловьева?
Этика долга #6. Толстой, Кант, Соловьев: оправдание добра vs непротивления злому
Какое значение для этики имеют стыд, сострадание и благоговение? Когда человек может применять силу, а когда нет? Имеет ли право силой предотвратить убийство? И как на эти вопросы отвечал В. С. Соловьев.
Этика долга #7. Идея непротивления в контексте вопроса о государственном насилии и войне: Трубецкой, Бердяев, Ильин
Что наиболее близко христианскому идеалу — государственность или анархизм? Всякое ли насилие является злом? В чем заключается главное нравственное противоречие войны? Исследование вопроса последователями Владимира Соловьева.
Этика долга #8. Апология сопротивления злу силой и ее проблемы в философии И. Ильина
В чем разница между насилием и правовым принуждением? Почему борьба со злом может стать долгом перед обществом? Как война и революция повлияли на взгляды Ильина и как его этическая концепция связана с философией Канта и Гегеля?
Этика долга #9. Н.А. Бердяев между Ильиным и Толстым: в поисках доброго добра
Как русская интеллигенция отреагировала на этическую концепцию И. Ильина? Как её критиковал Н. Бердяев? Почему он видел связь между «сопротивлением злу силой» и идеологией большевиков?
Этика долга #10. Поздний Франк: этика спасения и политика любви
Как любовь может победить зло? Почему каждый человек несет ответственность за зло и добро во всём мире? Как христианское «спасение» и учение о личности Иисуса Христа повлияли на этические взгляды Семена Франка?
Этика долга #11. Подведение итогов
Как возник принцип непротивления злу силой? Какую историю он прошел в истории русской мысли? Какое значение он может иметь для философии и для каждого из нас? Подводим итоги курса.