Православное богословие XX века
Наш разговор — о главных, узловых проблемах православного богословия ХХ столетия. Как отобразился в православном богословии, неразрывно связанном с традицией, век почти повсеместного отказа от традиции? Рождало ли богословие ХХ века новые формы мысли или воскрешало забытые? Без каких имен, течений и богословских дискуссий невозможно понять историю православной мысли ушедшего столетия? И, наконец, самое важное – сохраняет ли эта мысль актуальность сегодня или она отошла в исключительное ведение церковной истории?
В курсе собраны записи бесед, прошедших в общедоступном лектории «Неопалимая Купина», организованном Издательством «Никея» совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, а также лекции преподавателей Университета об основных православных мыслителях периода. Подписывайтесь на Богословский лекторий на основных стриминговых платформах!
Богословие XX. Лекция 7. протоиерей Сергий Булгаков
Протоиерей Сергий Булгаков — один из ключевых богословов и философов XX века. В своем докладе декан богословского факультета прот. Павел Хондзинский рассказал о жизни и богословском наследии отца Сергия, а
Неопалимая купина. Беседа 9. «Держи ум свой во аде»
Девятая встреча богословского лектория «Неопалимая Купина» «Держи ум свой во аде» была посвящена осмыслению мистического богословия ХХ века в сопоставлении с древнесирийской мистической традицией. Мистическое богословие всегда — плод Откровения, личной Встречи с Богом. Этот опыт лежит
Неопалимая купина. Беседа 8. «Человек страдающий: как богословы говорили о страдании в век страдания?»
Очередная встреча была посвящена осмыслению проблемы страдания православным богословием XX века. Ушедший век стал временем неимоверных по своим масштабам войн, временем массового целенаправленного уничтожения людей — от Холокоста и ГУЛАГа до жесточайших этнических геноцидов в разных концах
Неопалимая купина. Беседа 7. «Церковь: иерархия или Евхаристия?»
Темой очередной, седьмой встречи стала важнейшая, по словам протоиерея Георгия Флоровского, проблема церковной мысли ХХ века — вопрос о понимании Церкви. Как известно, в прошедшем столетии родилась так называемая «евхаристическая экклезиология» (прежде всего в трудах протопресвитера
Неопалимая купина. Беседа 6. «Вперед, к отцам = назад в будущее?»
Темой шестой встречи станет известная концепция «неопатристического синтеза», выдвинутая и разрабатываемая прот. Георгием Флоровским и его немалочисленными последователями. Участники встречи: Розалия Моисеевна Рупова, доктор философских наук, профессор кафедры библеистики МДА и доцент гуманитарного
Неопалимая купина. Беседа 5. «Таинство ближнего»
Да, служение ближнему всегда присутствовало в практике и этической структуре христианской жизни. Но в богословском ракурсе оно всегда отходило на второй план, было вспомогательным и словно ущербным по сравнению и главным путем внутренней жизни — Богопознанием. Может ли «мистика человекообщения»,
Неопалимая купина. Беседа 4. «Рождение личности из духа богословия»
Проблема человеческой личности и ее предстояния перед Творцом — одна из центральных тем православного богословия ушедшего века. Антропология, учение о человеке, сфокусировало на себе творческую мысль виднейших представителей церковной мысли. «Что есть человек?» — это вопрошание Псалмопевца
Неопалимая купина. Беседа 3.«Софиология — экзотика или традиция?»
На третьей беседе лектория «Неопалимая Купина» мы поговорим о поистине огромном — и по размерам, и по значению — богословском наследии прот. Сергия Булгакова. Он был не просто чрезвычайно плодовитым автором, но оказался создателем цельной и значительной догматической системы, одним из краеугольных камней которой
Лекция 5. Православное богословие XX века. А. В. Карташев
Историк Русской Церкви и библеист, А. В. Карташев был парадоксальной личностью, в нем сочеталось увлечение либерализмом с весьма традиционной религиозностью. Для понимания его идей важна связь дореволюционной богословской традиции с богословием русской эмиграции в их развитии,
Неопалимая купина. Беседа 2. «„Имя Божие — Сам Бог?“ Узлы, которые завязало имяславие в русской жизни»
На второй беседе лектория «Неопалимая Купина» разговор будет идти о первом серьезном вызове богословской мысли начинающегося ХХ века — об имяславческих спорах о почитании Имени Божиего, начавшихся в среде русского афонского монашества и продолжившихся в русской религиозно-философской мысли. В чем
Лекция 4. Православное богословие XX века. Архимандрит Киприан (Керн)
Заметная фигура парижского богословия, профессор Свято-Сергиевского института, архимандрит Киприан (Керн) стал личностью, связавшей русское синодальное богословие и богословие русской диаспоры XX века. Несмотря на то, что жил архимандрит Киприан в неспокойное время перемен и катаклизмов,
Лекция 3. Православное богословие XX века. Отец Георгий Флоровский
В данной лекции речь пойдет о рубежной фигуре, «межевом камне» православного богословия XX века, отце Георгии Флоровском, определившем направление развития богословской рефлексии в этот период. Опознавая проблемные зоны и «разрывы» русского богословия и стремясь их преодолеть, отец
Лекция 2. Православное богословие XX века. Отец Николай Афанасьев.
Священник Николай Афанасьев был человеком сомневающимся, он прошел Первую мировую войну, искал свой путь в медицине, математике, но, с ранних лет имел в своем круге чтения Канта и поэзию, чем подготовил почву для поступления на богословский
Лекция 1. Православное богословие XX века. Отец Павел Флоренский
Отец Павел Флоренский известен по большей части как религиозный философ, иногда упоминают о его научных трудах, но как богослов он известен мало и в основном в негативном плане из-за споров о Софии. Справедливо ли это? Чтобы правильно понять его
Неопалимая Купина. Беседа 1. Чем занималось православное богословие в ХХ веке? (курс Богословие XX века)
В первой встрече лектория наш разговор — о главных, узловых проблемах православного богословия ХХ столетия. Как отобразился в православном богословии, неразрывно связанном с традицией, век почти повсеместного отказа от традиции? Рождало ли богословие ХХ века новые формы мысли или