XIX век. Религиозные искания русской культуры

XIX век – самый богатый и интересный период русской культуры, в
некотором смысле — «наше всё». Чтобы глубже проникнуть в эту гениальную,
но по-своему трагичную эпоху, мы попросили сотрудников и друзей
Богословского факультета ПСТГУ рассказать обо всем известных «героях»
этой эпохи то, что обычно остается за рамками школьных уроков
литературы.

Подписывайтесь на нас на основных стриминговых платформах:

Apple.Podacsts (этот курс, весь лекторий),
Google.Podcasts (этот курс,
весь лекторий) и
Яндекс.Музыке (этот курс, весь лекторий).

Наши
материалы также доступны через большинство популярных подкаст-платформ!

Богословы и философы, историки и литературоведы на своих
лекциях расскажут о Пушкине, свт. Филарете Московском, Чаадаеве, Гоголе,
Николае I, Достоевском, Толстом, Чехове. Последняя лекция, посвященная
образу революции на границе веков, стала как бы мостом к другому
лекторию Богословского факультета — «Серебряный век. Накануне русского
апокалипсиса».
Лекторий прошел в 2016 г. Аудиоверсии выступлений публикуются на нашем канале каждую субботу.

XIX век. Лекция 8. А. Л. Доброхотов. «Образ революции в русской литературе конца XIX — начала XX в.»

В лекции реконструируется образ революции, сложившийся в русской литературе в период от «Бесов» Достоевского до «Петербурга» Андрея Белого. Анализ начинается с эпохи антинигилистических романов и завершается эпохой предчувствий и пророчеств в канун Первой мировой войны. В центре внимания — основные переживания

Далее »

XIX век. Лекция 7. О. Н. Скляров. «Символика тьмы и света в произведениях А. П. Чехова 90-х годов»

Литературное наследие Чехова окружено множеством легенд и истолковательских штампов. Незабываемая строчка Пастернака об «осенних сумерках Чехова, Чайковского и Левитана» тоже апеллирует к расхожему клише о сумрачности чеховского мира. Повторяющиеся у писателя образы мглы, потёмок, тумана и

Далее »

XIX век. Лекция 6. Прот. Г. Ореханов. «Лев Толстой. Блеск и нищета религиозного реформатора»

В теме «Толстой и Церковь», есть много рекламного, выдуманного, чего-то фальшивого. Что на самом деле разделило русскую церковь и великого писателя? На этот вопрос отвечает в своей лекции доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор ПСТГУ,

Далее »

XIX век. Лекция 5. К. А. Степанян. «Проблема добра и зла и будущее России в мировой истории в понимании Достоевского»

На материале романов Ф. М. Достоевского «Идиот», «Братья Карамазовы» и рассказа «Сон смешного человека» лектор рассказывает о «вечных» вопросах в понимании великого автора. Лекцию читает доктор филологических наук, вице-президент Российского общества Достоевского Карен Ашотович

Далее »

XIX век. Лекция 4. А. И. Яковлев. «Русская культура в царствование императора Николая I»

В 1825 — 1855 годах — в царствование императора Николая I — многим казалось, что русская культура находится в незавидном положении из-за стремления власти быть полноправным цензором жизни. Однако именно на это время пришелся блестящий расцвет русской

Далее »

XIX век. Лекция 3. С. В. Волков. «Есть ли логика у абсурда, или Как это сделано у Гоголя»

В лекции речь идет о гоголевских повестях и о тех странностях, которые делают их узнаваемо гоголевскими. Странность — ключевое слово этой беседы: оно и о мире автора, и о манере лектора. Да и день выдался подходящий, ведь лекция состоялась 1 апреля, день

Далее »

XIX век. Лекция 2. К. М. Антонов. «Недолго нежил нас обман…» – Пушкин и Чаадаев о русской истории»

П. Я. Чаадаев — русский философ, старший друг А. С. Пушкина, человек, сыгравший едва ли не решающую роль в его духовном становлении. Их общение продолжалось вплоть до смерти поэта и касалось важнейших проблем понимания смысла человеческой жизни

Далее »

XIX век. Лекция 1. Прот. П. Хондзинский. «Пушкин и русская Библия»

Пушкинский «Пророк» написан на языке, который хочется назвать русско-библейским, — так органично воспроизведена в стихотворении сама стилистическая атмосфера библейского текста. Было ли это очередным гениальным озарением поэта, или он опирался на находки других? Что вообще значила русская

Далее »