Позднеантичные жанры 7. Греческая и латинская литература III в.

III  в. н. э., начиная примерно со второй трети — время глобального кризиса, охватившего всю империю. Привычный уклад жизни рушится, рвутя связи между частями империи. В литературе этот период дает совсем немного имен, но среди них есть великие, — достаточно назвать Плотина среди язычников и Оригена среди христиан. Пышное цветение «Второй софистики» пресекается, однако литература углубляется в более серьезные вопросы. Одно из главных устремлений этой эпохи тотального разрушения — бегство. Неслучайно именно в этот период св. Антоний уходит в пустыню, полагая начало будущему монашеству. Эта идея «бегства» от мира, от современности проявляется и в литературе. Она может выражаться и в обращении к темам природы (можно вспомнить поэмы «О рыбной ловле» и «О псовой охоте», подписанные одним именем — Оппиана, но принадлежащие разным поэтам, хотя именно эти сочинения были созданы еще до наступления кризиса). Заметное явление III в. — возрождение героического эпоса. Квинт Смирнский и Трифиодор пишут поэтические продолжения «Илиады». На латинской почве сохраняется традиция парадоксографических сочинений в духе Плиния Старшего (Цензорин, Гай Юлий Солин). Греческому дидактическому эпосу Оппианов соответствуют буколические стихотворения поэта Немезиана.