Серебряный век. Лекция 4. Н.А. Ваганова. Модерн у Римского-Корсакова

Полное название лекции: Религиозно-философские идеи времени русского модерна в опере Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии”: истоки, ассимиляция, трансформация.

В начале ХХ века русская культура наполняется эсхатологическими настроениями. Соловьевская идея преобразования жизни на началах «практического христианства» начинает пониматься как непосредственная задача настоящего и самого близкого будущего. Найдя свое емкое выражение в концепте-символе «Невидимого Града», она обсуждается в многочисленных религиозно-философских собраниях, становится предметом философской и литературно-художественной публицистики, объединяет русскую интеллигенцию в общества и кружки, занятые поисками новых форм мысли и жизни. И, конечно, находит собственное выражение в художественном творчестве.

Несомненно, самым ярким явлением этого порядка является опера
Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907). Уже тогда она была сопоставлена с «Парсифалем» Вагнера и получила вошедшие в учебники обозначение «Русский Парсифаль», а в жанровом отношении была определена как
«литургическая опера». Почему же русская интеллигенция в лице своей наиболее влиятельной, «диктующей моду» части, не услышала китежских колоколов – не потусторонних колоколов чаемой «Невидимой Церкви» мистериально преображенного «Нового Града», а тех, что звучат в финале оперы?

Лекцию читает Наталья Анатольевна Ваганова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры БФ.