Позднеантичные жанры 5. Римская литература II в.

«Вторая софистика» не только греческое явление, она оказала определенное влияние и на латинскую литературу. Значительных имен литература этого времени дает гораздо меньше, чем в I в., но надо отдавать себе отчет, что не все сочинения сохранились. Так, только по именам известны члены поэтического кружка, именовавшие себя Poetae Novelli. Лишь фрагментарно сохранилось наследие оратора Фронтона, который был одним из учителей императора Марка Аврелия. Сам Марк Аврелий — интереснейшая фигура. Как философ он принадлежит скорее греческой традиции, и его сохранившееся сочинение, своего рода практический курс философии, адресованный самому себе, написан по-гречески. На латинской почве также создаются произвдения в жанре «ученой смеси», — к ним относится сочинение Авла Геллия, названное им «Аттические ночи». Наиболее ярким латиноязычным автором этой эпохи был Апулей, писавший популярные философские произведения, выступавший с речами и риторическими декламациями, но наиболее известный благодаря своему роману «Метаморфозы», или «Золотой осел». Сюжет этого произведения, по-видимому, восходит к греческому прототипу с тем же названием — «Метаморфозы» (сохранилась его греческая эпитома «Лукий или Осел»). Однако роман Апулея отличается философским переосмыслением авантюрного сюжета; ему давались даже аллегорические толкования. В заключении делается вывод о том, что система жанров как в греческой, так и в латинской литературе претерпевает существенные изменения: старые формы наполняются новым содержанием, жанры смешиваются, нередко одно произведение несет в себе признаки нескольких жанров.