Позднеантичные жанры 3. Серебряный век римской литературы. Эпоха Флавиев, Нервы и Траяна

После гибели Нерона и прихода к власти Веспасиана меняется настроение общества, основной темой становится попытка вернуться к «золотому веку» Августа. В литературе этому изменению соответствует возвращение к вергилиевско-цицероновскму «классицизму». В это время расцветает эпос мифологический и исторический, основные представители которого — Валерий Флакк (автор «Аргонавтики»), Силий Италик (автор «Пуники») и Стаций (автор двух эпических поэм, законченной — «Фиваиды» и только начатой «Ахиллеиды», а также сборника стихотворений на случай, называемого «Сильвы»). В эту же эпоху Квинтилиан создает свое фундаментальное произведение «Об ораторском искусстве», легшее в основу последующего европейского образования. Из трудов Плиния Старшего дошло сочинение в жанре парадоксографии — «Естественная история».

Относительное согласие в обществе сохраняется при Веспасиане; при его сыне Домициане вновь начинаются репрессии, что, в частности, вызывает молчание историков этого периода и последующую крайне негативную оценку ими Домициана.

На эпоху Домициана приходится расцвет творчества Стация и Марциала, у которого эпиграмма приобретает свой классический вид. Младший друг Марциала, Ювенал, входит в литературу уже при Нерве и Траяне, и работает в жанре сатиры, которая у него перестает быть низким жанром и по пафосу приближается к трагедии.

Плиний Младший разрабатывает жанр литературного письма. Его сборник, построенный по принципу разнообразия, стал образцом для многих последующих сочинений эпистолярного жанра.

С приходом к власти первых «хороших императоров», Нервы и затем Траяна, возрождается историография. Тацит, поздно вступивший на литературное поприще, создает великолепные исторические произведения — «Историю» и «Анналы».

Светоний, антиквар и архивариус, также работает в жанре исторических сочинений, но в отличие от Тацита, его произведения построены не по анналистическому, но по биографическому принципу.