Почитай Отца. 1. Свт. Григорий Богослов. Блаженство и определения духовной жизни

В выпуске мы рассказываем о том, как нас познакомил свт. Григорий, а также, обсуждая приведенный ниже текст, касаемся, среди прочих, таких вопросов: неужели можно спастись, не уходя в монастырь? Обожение — это за Байдена или за Трампа?

Впервые делаем подкаст, поэтому будем очень рады комментариям (и критическим, и одобрятельным) на сайте подкаста (там мы их точно прочитаем!)

Русские переводы творений свт. Григория, и, главное, стихотворные переводы его поэзии мы собрали одним постом в ВК тут, а подборку изданий, переводов и исследований на разных языках ищите также в ВК по #bibliotheca_nazianzena.

Стихотворения богословские. 2. 17. Блаженство и определения духовной жизни

Блажен, кто ведет пустынную жизнь, не имеет общения с привязанными к земле, но обожил свой ум. Блажен, кто в общении со многими не развлекается многим, но переселил к Богу всецелое сердце.

Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа, у кого одно стяжание — крест, который и несет он высоко. Блажен, кто господин своих чистых от неправды стяжаний и подает нуждающимся божескую руку.

Блаженна жизнь счастливых девственников, которые, отрясши плоть, близки к чистому Божеству. Блажен, кто, уступив немногое законам брака, приносит в дар Христу большую часть любви.

Блажен, кто, восприяв на себя власть над народом, чистыми и великими жертвами примиряет Христа с земнородными. Блажен, кто, принадлежа к стаду, занимает место между пасомыми, как совершеннейшая овца Христова.

Блажен, кто в высоких парениях очищенного ума видит светозарность небесных светов. Блажен, кто многотрудными руками чтит царя и для многих служит законом жизни. […]

Блажен, кто показал великий дух, обнищавший страстями, кто проводит здешнюю жизнь в слезах, кто всегда алчет небесной пищи, кто чрез кротость делает себя наследником великих обетований, кто своей сострадательностью привлекает к себе великое Божие милосердие, кто друг мира и чист сердцем, кто терпит великие скорби ради Христа — великой славы, и сам идет во сретение великой славе.

Иди какой хочешь из этих стезей. Если пойдешь всеми, это всего лучше. Если пойдешь немногими — второй тебе венец. А если пойдешь и одной, но превосходно — и то приятно.[…]

Не всем равно приятна одна снедь, и христианам приличен не один образ жизни.

Для всех превосходны слезы, бдения и труды. Для всех хорошо обуздывать ярость беспокойных страстей, преодолевать невоздержность, подклоняться под державную руку Христову и трепетать грядущего дня. Если же идешь совершенно горним путем, ты уже не смертный, но, по Григориеву слову, один из небожителей. […]

Не всем равно приятна одна снедь, и христианам приличен не один образ жизни.

Для всех превосходны слезы, бдения и труды. Для всех хорошо обуздывать ярость беспокойных страстей, преодолевать невоздержность, подклоняться под державную руку Христову и трепетать грядущего дня 77. 65. Если же идешь совершенно горним путем, ты уже не смертный, но, по Григориеву слову, один из небожителей.