Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 3. 17 век — век бл. Августина. Свт. Димитрий Ростовский — Церковь мучеников

Цель лекции — рассказать о 17 веке, как завершающем периоде московского этапа русского богословия, который способствовал вызреванию парадигм, давших основу для богословия петербургского и синодального периода, начиная с 18 века, и рассмотреть особенности богословской полемики того времени в Европе, с связи с последующим ее влиянием на русскую богословскую мысль.

В 16 веке в Москве проходит Стоглавый собор, а в Европе — Тридентский собор, после которого происходит окончательное разделение католичества и протестантизма, что положило начало процессу «конфессионализации»: определяется учение, ментальность, бытовые традиции для разведения этих принципиальных вопросов. С другой стороны, как проявление новой философии, возникает также и секуляризация, выражающаяся в утрате интереса к религиозной жизни.

В Европе ключевым вопросом в 17 веке стал вопрос о подлинной мотивации христианского поступка в связи с христианской любовью. У бл. Августина были представления, отвечающие на эти вопросы о поступке и любви

Тема важная не только для Европы: для понимания позднейшей богословской традиции в России в 18, 19 и 20 вв. необходимо рассмотреть основные направления полемики вокруг воззрений бл. Августина. В России в начале 18 века свт. Димитрий Ростовский формулирует учение о Церкви мучеников и о спасении: «Всякое время есть время спасения, так как это время гонений и страдания за Христа»


2 Replies to “Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 3. 17 век — век бл. Августина. Свт. Димитрий Ростовский — Церковь мучеников”

  1. Артем

    Все прекрасно, но есть очепятки:
    1) Стоглав и Триденский собор проходят все-таки в 16 в.
    2) Тезис, что после Тридента “происходит окончательное разделение католичества и реформатов” не очень корректен. Реформатами именуют кальвинистов традиционно.
    3) Четвертый абзац поправить надо: “В России в н. 18 век”.

Comments are closed.