Николай Ванифатьев. «Cтарчество» как особое церковное служение: проблема генезиса в российском контексте

В докладе рассматривается историческое развитие понятий «старец» и «старчество» в российском контексте. На начальном этапе развития письменной традиции эти понятия характеризуются многозначностью. Так, в источниках XVII—XVIII вв. под термином «старец» подразумевается как особое лицо, компетентное руководить духовной жизнью монастырского братства, так и опытный монах, занимающийся любым другим послушанием. При этом понятием «старчество» мог обозначься, например, сборник текстов египетских отшельников с рекомендациями в духовной жизни инока, или же старость, или же образ жизни пожилого человека. Изменения произошли с зарождением старчества в Оптиной пустыни. В отличие от своих предшественников, оптинские старцы возлагали на себя особое послушание, связанное с окормлением мирян. На основе анализа источников XIX в. можно сделать вывод, что под влиянием оптинского старчества вышеуказанные термины трансформируются: во-первых, под понятием «старец» теперь понимается не только опытный монах, но монашествующий (а затем и не только монашествующий) наставник мирян, а во-вторых, термин «старчество» начинает пониматься как особый род деятельности такого старца.