Духовные писатели русской Церкви
Курс прослеживает развитие русской богословской мысли от ее истоков – киевской Руси, до начала XX в. В лекции речь пойдет как о специфике русской традиции, так и о ее связях с восточным и западным богословием разных периодов. Особое внимание лектор уделил синодальному периоду – времени формирования одновременно золотого наследия русской святоотеческой мысли и основных противоречий в русской богословской традиции.
Курс строится, по большей части, как контекстуальное рассмотрение мысли ключевых святых отцов русского богословия: прп. Иосифа Волоцкого, свт. Дмитрия Ростовского, свт. Тихона Захдонского, свт. Филарета Московского, свт. Игнатия Брянчанинова, свт. Феофана Затворника, св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Курс читает декан Богословского факультета ПСТГУ, доктор богословия, протоиерей Павел Хондзинский
Подписывайтесь на нас на основных стриминговых платформах (этот курс или весь Лекторий):
Наши
материалы также доступны через большинство популярных подкаст-платформ!
Прот. Павел Хондзинский. «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 1. Богословие Киевской Руси
Цель лекции — представить разбор основных богословских идей периода Киевской Руси. Центральный памятник этой эпохи — Повесть временных лет — текст, который несет в себе зачатки всех основных богословских идей того времени. В лекции рассматриваются
Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 2. Преподобный Иосиф Волоцкий — богословие Божественной красоты
Цель лекции — представить обзор богословских идей в русской традиции в период с 14 по 16 вв. Переход от языка символа и иконы к византинизации текстов в русской богословской традиции и к возникновению понятия «благочестивого» действия в повседневной жизни. Собирание традиции и фиксирование
Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 3. 17 век — век бл. Августина. Свт. Димитрий Ростовский — Церковь мучеников
Цель лекции — рассказать о 17 веке, как завершающем периоде московского этапа русского богословия, который способствовал вызреванию парадигм, давших основу для богословия петербургского и синодального периода, начиная с 18 века, и рассмотреть особенности богословской полемики
Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 4. Начало Синодальной эпохи — школа научного богословия. Свт. Тихон Задонский и Арндт
Цель лекции — завершить обзор полемики вокруг воззрений блж. Августина о любви и мотивации христианского поступка, и дать описание новых идей в русском богословии в связи с реформой церковного управления. В России — начинается царствование Петра I. В связи с реформами
Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 5. Свт. Филарет Московский — богословский синтез эпохи
После французской революции в Россию пришло много мистических учений, с идеологией правильного аскетизма, ведущего к спасению даже без Церкви. В это время в России появляются и свои великие русские мистики без кавычек — Серафим Саровский, Филарет Дроздов,
Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 6. Авторы филаретовской эпохи. Свт. Иннокентий Херсонский и свт. Игнатий Брянчанинов
Цель лекции — представить учение об отцах церкви свт. Филарета Черниговского, универсальную концепцию миссии прп. Макария Глуховского, рассказать об ответах свт. Иннокентия Херсонского на вызовы новой философии, а также о свт. Игнатии Брянчанинове, логике конфессионализации и об основаниях
Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви» Лекция 7. Богословие мирян. Свт. Феофан Затворник — христианская антропология и персонализм
Цель лекции — рассказать о периодах становления и расцвета внеакадемического богословия в России 19 века. Война 1812 года стала границей, по которой можно разделить периоды становления идей авторов внеакадемического богословия. Возникновение т.н. богословия мирян связано
Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 8. Св. Иоанн Кронштадтский — опыт самопознания как жизнь во Христе. «Новое богословие» и его характерные черты
Цель лекции — рассказать о высоком периоде развития богословской науки и ведущей роли академической психологии. В 1902–03 гг. в Санкт-Петербурге организуются «Религиозно-философские собрания». Возникает персонализм — одно из самых устойчивых течений в христианстве. Представители нового богословия предпринимают попытки