Прот. Павел Хондзинский. Курс «Духовные писатели Русской Церкви». Лекция 5. Свт. Филарет Московский — богословский синтез эпохи

После французской революции в Россию пришло много мистических учений, с идеологией правильного аскетизма, ведущего к спасению даже без Церкви.

В это время в России появляются и свои великие русские мистики без кавычек — Серафим Саровский, Филарет Дроздов, Игнатий Брянчанинов. Именно через них открываются подлинные глубины мистической христианской жизни. Главным вопросом эпохи стал вопрос о Церкви. При расширении секулярной культуры, Церковь вытесняется из общественной культуры, а затем нецерковные учения вытесняют Церковь из законного мистического пространства. Свт. Филарет Дроздов выстраивает учение о церкви (экклезиологию) через понятие храма, как точки, указывающей на Церковь в истории, храма как места для соприкосновения с беспредельным.