Аванесова С. Т. Армяно-григорианская церковь в Российской империи

​​​​​​​С XIV в. Армения лишилась независимости и единственным институтом, сохраняющим в Армении централизованную структуру, была церковь, именно поэтому патриархи-католикосы периодически брали на себя политические функции, что привело к огромному влиянию церкви на армянский народ. В XVI в. армянские купцы организовали первую крупную общину в Астрахани. В 1717 году Астрахань становится центром церковной епархии, в которую входило практически все армянское население, а в конце XVIII в. — центром культурной и общественной жизни армян. В первой половине XIX в. Армянская церковь была самостоятельной в своем внутреннем управлении по сравнению с инославными церквами России и основывалась на особом статусе армянского патриарха-католикоса, который являлся религиозным и национальным лидером армян. Попытка властей в 1903 г. во главе с В. К. Плеве осуществить масштабную секуляризацию земель Армяно-григорианской церкви потерпела неудачу. Данная мера впоследствии вызвала радикальные настроения среди армянского духовенства, которое ради защиты своих прав пошло на союз с революционно-националистической партией Дашнакцютун и заручилось поддержкой широких масс армянского народа. Данное событие послужило Департаменту духовных дел иностранных исповеданий пересмотреть ряд правил, установленных для армянского духовенства и принять меры к нейтрализации роли духовных лидеров армян в националистическом движении.