чтец Андрей Дружинин. Подготовка пастыря в российской духовной школе: богословское осмысление и практика (1808—1869 гг.)

В представленном докладе были изложены основные результаты работы над диссертацией. Автор соотносит богословское осмысление пастырства с принципами пастырской подготовки в рамках духовно-учебного процесса. Докладчик отмечает, что в рамках церковного вероучения пастырство понимается как богоучрежденный институт, осмысление которого неизбежно испытывает преломление в конкретную историческую эпоху. Следовательно, и подготовка пастыря должна исходить, с одной стороны, из смысла этой «богоучрежденности», с другой — из накопленного опыта Церкви в пастырском служении. Однако на практике эту концепцию трудно реализовать в силу того, что на идеальное представление о пастырской подготовке накладываются культурные, исторические реалии, вызовы и запросы общества и Церкви к пастырю. Автор предлагает обратиться к истокам формирования институциональной подготовки духовенства в России и проследить развитие проблематики в период действия духовно-учебного Устава 1814 г. (1814—1869 гг.). Реформа 1808—1814 гг. являлась прорывом для разрешения проблем, назревших в течение прошлого столетия, и во многом определила облик духовной школы в дореволюционной России.

Доклад был прочитан на семинаре Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ 5 ноября 2021 года