Елена Кнорре. За невидимой стеной: мистический опыт в русской литературе XIX—XX вв.

Лекция весеннего открытого религиоведческого лектория 2021 для абитуриентов и всех интересующихся проблемами современного религиоведения.

Лектор: Кнорре Е.Ю. — к.филол.н., ст. преподаватель кафедры философии и религиоведения ПСТГУ.

Мистические мотивы в русской литературе XIX—XX вв. концентрируются на переживании границы видимого и невидимого миров, при этом невидимый мир — это и мир, где обитают души умерших людей (грешников и праведников), это одновременно и мир духов природы (леший, водяной, русалка и пр.), обиталище бесплотных духовных сил (бесов, ангелов).

Встреча видимого и невидимого миров интуитивно угадывается в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова и др. Cреди разнообразия зафиксированного в русской литературе мистического опыта встречи с миром невидимым можно выделить один из магистральных сюжетов, объединяющих литературу XIX и XX веков. В докладе будет рассмотрена мистика «китежского текста» русской литературы на примере метасюжета пути в Невидимый град. Источниками этого сюжета являются платоновский миф о пещере, а также рецепция в русской культуре XIX—XX вв. богословия Аврелия Августина, его учения о двух Градах, в основе которого — опыт переживания соприсутствия видимого мира — града земного и невидимого мира — града Божьего. В основе сюжета — мотив перехода из града земного в град Божий, мотив самоопределения, выбора героя, где и как ему прожить жизнь — по законам земного града (по законам греха) или по законам града Божьего, в интуиции любви и сострадания ближнему. С этим переживанием выбора пространства жизненного пути человека связан и мотив возвращения в подлинный Дом, Небесное отечество в творчестве Ф. Достоевского, Л. Толстого, С. Дурылина, М. Пришвина, М. Булгакова, А. Блока, С. Есенина, А. Горского, В. Муравьева, А. Платонова и др. В первой половине XX века в катастрофическое время войн и революций мистический опыт позволяет описать мир «вне скрещенья воль» — «за стеной времени», проявить путь перехода из пространства политических конфликтов в пространство объединяющего всех «мiра».