Константин Антонов. Притяжение Оптиной: Анна Ахматова и круг старца Нектария в 20-е годы XX века

Лекция весеннего открытого религиоведческого лектория для абитуриентов и всех интересующихся проблемами современного религиоведения.

Лектор: Антонов К.М. — д.филос.н., профессор ПСТГУ, зав. кафедрой философии и религиоведения, автор книг «Философия религии в русской метафизике XIX — начала XX века» (2008), «„Как возможна религия?“: Философия религии и философские проблемы богословия в русской религиозной мысли XIX — XX веков» (2020) и др.

Оптина пустынь занимает особое место среди русских монастырей не только тем, что в ней на протяжении нескольких поколений процветало знаменитое «старчество», но и тем, что представители этого «старчества» с самого начала оказались готовы не только к окормлению «обычной» паствы, но и к контактам с представителями интеллектуальной и культурной элиты. Можно сказать, что в условно «светской» русской культуре XIX–XX веков сложилась определенная «оптинская традиция», к которой принадлежали такие разные люди, как Гоголь, Иван Киреевский, К. Леонтьев, Достоевский, Толстой, Соловьев, С. Нилус и многие другие. В 20-е годы XX века эта традиция была продолжена кружком молодых художников и поэтов, собравшимся вокруг одного из последних старцев — преп. Нектария. К нему принадлежали поэтесса Надежда Павлович, художник Лев Бруни, его брат — поэт, летчик, священник, инженер Николай Бруни и другие. Именно с этим кругом связано предание о посещении Оптиной Пустыни Анной Ахматовой. Анализ этого сюжета — авантюрного и трагического одновременно — позволяет многое понять в сложной религиозной истории XX века.