свящ. Алексей Черный. Оптинские старцы и русское пастырство

Новый горизонт ожиданий по отношению к приходскому священнику возник под влиянием старчества Оптиной пустыни. Его особенность заключалась в том, что здесь оно приобрело черты института, принадлежащего к сфере отношений христианской традиции с внешним миром. Став во второй половине XIX в. духовным центром России, Пустынь оказала сильное влияние не только на монашескую, но и на приходскую жизнь. Старцы вели переписку с многочисленными мирянами, нередко предлагая руководство по поводу того, как правильно исповедоваться и выстраивать свои отношения со священником. Помимо важности повседневного покаяния перед Богом и регулярной исповеди у духовного отца, общим местом у старцев подробной и регулярной исповеди. Тем самым, старцы сформировали совершенно особый образ приходского священника, сообщая ему черты наставника и духовного руководителя и напрямую связав приходскую исповедь с древней монашеской традицией откровения помыслов. Именно с традицией старчества связано церковное измерение «аскетического поворота» в 19 веке, в результате которого душепопечение постепенно приобрело более частный и индивидуальный характер, а практика ежегодного говения начала изменяться в сторону более частого и тесного общения со священником-руководителем духовной жизни.

Доклад был прочитан на семинаре Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ 22 октября 2021 года.