Николай Ванифатьев. К переписке Н. П. Киреевской с преподобным Амвросием Оптинским

Доклад посвящен неопубликованной до сих пор переписке Наталии Петровны Киреевской с оптинским старцем Амвросием. Личность Н. П. Киреевской имеет большое значение для Оптиной Пустыни. При этом эпизоды, связанные с ее участием в истории оптинской обители, кажется, незаслуженно остаются в тени у исследователей. Семейство Киреевских становится одним из первых представителей интеллектуальной элиты, в поле зрения которого входит Свято-Введенская пустынь в Козельске. С момента возникновения оптинской традиции старчествования Киреевские принимают активное участие в деле просвещения оптинцев, которое постепенно реализуется в крупный и значимый для российского общества второй половины XIX века проект издательства святоотеческой литературы. В письмах Наталии Петровны фиксируются не только детали делопроизводственного характера, но также вскрываются крайне важные сведения о возникшей после кончины преп. Макария (Иванова) неопределенности относительно его преемника. Как известно, преп. Амвросий не сразу стал восприниматься продолжателем старческого служения преп. Макария. Отец Моисей (Путилов) — игумен обители, выбрал для себя старцем отца Антония (Путилова), а многие пожилые насельники исповедовались у официального монастырского духовника, которым на тот момент являлся иером. Пафнутий (Осмоловский). Традиционно этот переходный период в Свято-Введенской пустыни исследователи оценивали как относительно спокойный и мирный для монастыря, однако настоящая корреспонденция Н. П. Киреевской позволяет предположить, что процесс становления преемника старца Макария был куда более сложным. Кроме того, благодаря рассматриваемой переписке, мы можем увидеть тесные и сложные отношения между преп. Амвросием и Киреевской, что, в свою очередь, важно для понимания модели оптинского старчества.

Доклад был прочитан на семинаре Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ 10 декабря 2021 года.