1917. Лекция 4. А. Л. Беглов: «Русская Церковь в 1917 г. К 100-летию Священного Собора 1917-1918 гг.»

Цель лекции — дать очерк поступательного движения Русской православной церкви от ситуации «церковной революции» к канонической реставрации на Поместном соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.
В февральские и мартовские дни 1917 года багаж «забюрократизированных» проблем, накопленных во взаимоотношениях империи и Церкви в последние 50 лет старого порядка, привел к тому, что со стороны Церкви не была высказана поддержка сложившейся системе государственно-церковных отношений.
Основная масса стихийных преобразований в Церкви происходит до июньского-июльского большевистского кризиса 1917 года. Временное правительство получает телеграммы от церковных комитетов о фактическом принятии церковного имущества в управление и письма с жалобами на выборное начало, которое реализовывалось на приходах как альтернатива сословности духовенства. В мае Святейший Синод принимает определение с санкцией на проведение епархиальных съездов, и, в противовес действию разрушительной самоорганизации, выдвигает предложение обсудить на соборе как общецерковные вопросы, так и вопрос о положении православной церкви в русском государстве. А уже 2 декабря 1917 года Священный собор РПЦ принимает определение, адресованное Учредительному собранию, с предложением о заключении договора (т.е. конкордата) с будущим российским государством.
Что должно было стать основной взаимодействия Церкви с будущим российским государством? Как мыслилась соборная структура Церкви? Почему восстановление Собором патриаршества являет нам пример консолидации церковного сознания? Как уже в то время была заложена социальная основа сопротивления обновленческому расколу? Какая типология поместных соборов Русской церкви была разработана Священным собором в 1917 году? Как предлагалось решить вопрос об управлении приходами? И что такое «приходская сотериология»? Об опыте согласования проблем современности с церковным устройством рассказывает кандидат исторических наук Алексей Львович Беглов.