Крылов А. О. «Церковная реформа Петра I и концепция секуляризации — от публицистики к историографии»

Идея о том, что петровские церковные реформы носили антицерковный характер восходит к философским поискам славянофилов. Тезис о том, что Русская церковь должна быть освобождена от власти секулярного государства окончательно сформировался в пореформенной публицистике как аргумент, позволявший противопоставить Православную церковь самодержавной монархии Романовых. В предреволюционные годы публицистический тезис об антицерковной направленности петровских реформ стал основанием для ряда политизированных научных работ, призванных обосновать радикальные перемены в церковно-государственных отношениях. В этих работах идеи Макса Вебера о секуляризации как процессе трансформации культуры при переходе к модерну были применены к истории Русской церкви, позволяя говорить о ее секуляризация и обмирщении в XVII—XVIII вв. В трудах авторов Русского Зарубежья тезис о обмирщении Православной церкви после петровских реформ стал одним из краеугольных камней их концепции истории русского Православия. Труды прот Г. Флоровского, Г. П. Федотова и их учеников стали классическими для западной историографии Православия, сложившейся в послевоенный период. Посредством трудов ученых тарутсско-московской и ленинградской школ идеи авторов русского Зарубежья проникли в советскую науку. Упадок теории секуляризации и возникновении новых концепций религиозной истории Европы привели к тому, что в западной русистике с 1980-х гг. начался пересмотр устоявшегося взгляда на Православную церковь Российской империи как на «служанку государства». В отечественных исследованиях рубежа XX—XXI вв., наиболее распространённым остался взгляд на петровские церковные реформы, восходящий к предреволюционным авторам.