Николай Павлюченков. Проект диссертации на тему «Метафизика всеединства в русском богословии XIX — ХХ вв»

Цель исследования: выявить генезис и проследить развитие философско-богословских идей в России XIX — первой половины XX вв., послуживших основой для богословской интерпретации концепции всеединства.

Задачи исследования:

— рассмотреть основные идеи Ф. Й. В. Шеллинга, связанные с концепцией всеединства и разрабатываемые немецким мыслителем как имеющие универсальное, в том числе и богословское значение;

— рассмотреть феномен «русского шеллингианства» и отношение к нему богословских идей И. В. Киреевского и А. С. Хомякова;

— проанализировать богословский аспект метафизики всеединства В. С. Соловьева;

— рассмотреть богословские концепции младшего современника В. С. Соловьева, ведущего представителя «нового» академического богословия в России — архимандрита (впоследствии — архиепископа и митрополита) Антония (Храповицкого);

— проследить процесс формирования богословских концепций П. А. Флоренского;

— выявить особенности восприятия и творческой переработки П. А. Флоренским идей Ф. Й. В. Шеллинга, «старших славянофилов», В. С. Соловьева и представителей «нового» академического богословия в России;

— рассмотреть интерпретацию идеи всеединства Е. Н. Трубецким, развитие прот. С. Булгаковым богословских направлений, заданных Флоренским, полемическую аргументацию прот. Г. Флоровского, богословскую концепцию, созданную В. Н. Лосским и «Догматику Православной Церкви» преп. Иустина (Поповича), использующую термины «всеединство» и «богочеловечество»;

— сделать выводы относительно становления и развития богословия всеединства;

— определить подходы к анализу парадигмы всеединства на предмет ее влияния на отечественное богословие в ХХ в.

С диссертационным исследованием можно ознакомиться по запросу.