вЦентре

вЦентре – это плоды интеллектуального труда Научного центра истории богословия и богословского образования в виде докладов на еженедельных семинарах Центра и ежегодной конференции, посвященной свт. Филарету (Дроздову). Здесь исследователи делятся своими актуальными наработками, в основном, в области истории русского богословия в Новое время.

Подписывайтесь на наши выпуски на большинстве популярных подкаст-платформ!

Доклады 2020-2021 учебного года​
Доклады 2021-2022 учебного года
Филаретовская конференция 2020
Доклады 2022-2023 учебного года
Филаретовская конференция 2021
Филаретовская конференция 2019
Архивные записи до 2019 года
Доклады 2019-2020 учебного года​

Доклады 2022-2023 учебного года

Алексей Крылов «Проблемы периодизации истории русского богословия раннего Нового времени»

Общепринятая сегодня периодизация истории Русского богословия связана, в первую очередь, с институциональными изменениями и периодами правления отдельных монархов.

Почему такая периодизация может считаться не корректной? Какие аспекты необходимо учитывать, рассматривая историю развития русской богословской мысли?

Читать полностью »

Артем Малышев «Экклесиология свт. Иннокентия Херсонского: между святоотеческой мыслью и рационалистической философией»

Несмотря на то, что обычно святитель Иннокентий (Борисов) не рассматривается как мыслитель первой величины в истории русской философии, тем не менее он имеет важное значение для истории богословской мысли.

Читать полностью »

Николай Ванифатьев «Термин “смирение” и его коннотации в письмах к мирянам преп. Амвросия Оптинского»

Оптина Пустынь в XIX веке стала одним из важнейших духовных центров Русской Православной Церкви. В этот период в России активно переводились и распространялись переводы творений Святых Отцов и деятельность насельников обители сыграла значительную роль в этом процессе.

Читать полностью »

Георгий Бежанидзе «Рецепция концепта «благой гармонии (συμφωνία τις ἀγαθή)» христианского общества в русской религиозной мысли XI-XVII веков»

Концепт «всеобщей гармонии» зародился в античной политической философии, а затем укоренился в христианской традиции Византии и Западной Европы.

Читать полностью »

Антон Григорьев  «Богословские издания в составе библиотеки епископа Сильвестра (Страгородского)»

Книги, принадлежавшие знаменитым ученым, талантливым деятелям искусств, выдающимся священнослужителям и популярным политикам, всегда подвергались тщательному анализу исследователей. Именно так можно узнать, чем руководствовались люди определенной эпохи, как формировалось их мировоззрение.

Читать полностью »

Доклады 2021-2022 учебного года

Александра Никифорова. В поисках синайского богослужения. О способах дефиниции литургической традиции в рукописи Sinai Greek MG NF 56–5

В докладе А.Ю. Никифоровой будет рассмотрено на примере тропология Sinai Greek MG NF 56–5 (8–9 вв.), по каким параметрам при работе с литургико-гимнографическими рукописями мы можем определить запечатленную в них литургическую традицию. Доклад был прочитан на семинаре Научного центра

Читать полностью »

Алексей Крылов. Архиепископ Феофан Прокопович и политическая борьба в России: 1725–1736

После кончины Петра I в. России началась борьба за власть. Эта борьба затронула и церковь: вопрос о будущем петровской церковной реформы оказался переплетен с интересами российских вельмож и иностранных дворов.

Читать полностью »

Антон Григорьев. Богословие Герхарда в русских переводах

Вторая половина XVII века ознаменовалась проникновением в русское православие идей различных католических и протестантских богословских школ, часть из которых были освоены и ассимилированы российским сообществом, включая архиерейство. Ученое архиерейство хорошо

Читать полностью »

Николай Ванифатьев. Путь христианского спасения в понимании свят. Феофана Затворника и преп. Амвросия Оптинского

В докладе рассматривается сотериологическая проблематика в духовном наследии святителя Феофана Затворника как яркого представителя «школьного» богословия XIX века и его современника преп. Амвросия Оптинского, явившего образец «опытного» познания Бога. Применяя системный и источниковедческий анализ

Читать полностью »

Марина Кребель. Концепция красоты в трудах протоиерея Сергия Булгакова

Доклад посвящен реконструкции концепции красоты прот. Сергия Булгакова через понятие Софии. Рассматриваются работы разных периодов, где содержатся формулировки эстетических аспектов богословия мыслителя. Анализ идеи красоты разделен на два семантических поля: красота

Читать полностью »

Свящ. Алексей Черный — «„Архиереи, иереи — поистине боги на земле“: Сакрализация священства на Востоке и на Западе»

Доклад будет посвящен соотношнению в Церкви клириков и мирян с точки зрения опыта святого праведного Иоанна Кронштадтского. О. Иоанн формулирует образ священника, подразумевающий тесную связь со Христом и особое положение священника в Церкви, спасительным орудием которой

Читать полностью »

Диакон Евгений Лютько — «История понятий „Пастырь“ и „Пастырство“ в российском контексте»

Понятие «пастырь» (и производное от него «пастырство») относится к разряду ключевых церковных понятий, находясь на перепутье богословия и власти. В течение истории России «пастырями» оказывались самые разные деятели, как связанные, так и не связанные напрямую с церковной иерархией. Наблюдается

Читать полностью »

Вячеслав Ячменик — «Стратегии использования концепта харизмы в русском богословии конца XIX — начала XX веков»

В докладе будет предпринята попытка рассмотреть возникновение и развитие концепта харизмы в России рубежа веков. Это слово в русском языке начинают использовать в нач. 1880-х гг., когда выходят переводные сочинения немецких теологов. Библейское слово charisma

Читать полностью »

Г.В. Бежанидзе — «Историография концепта „симфонии“ священства и царства»

Можно согласиться с петербургской исследовательницей Г.Е. Лебедевой, что «Совершенно справедливо указывая на значительные пробелы в источниковой базе публикуемых работ и на упрощенное, а порой просто неверное понимание смысла симфонии, историки пробуют найти новые подходы к проблеме. Однако

Читать полностью »

А.О. Крылова — «Феофан Прокопович и российская политика начала XVIII века»

Архиепископ Феофан Прокопович — крупнейшая фигура церковной жизни России начала XVIII столетия. Его биография была тесно связана с политической борьбой, шедшей в России при Петре I и его преемниках. Цель доклада — показать какое место занимал

Читать полностью »

Александра Никифорова. Древнерусалимская гимнография Богоявления: развитие текстов и интерпретации

Сегодняшний богоявленский гимнографический корпус, его мы находим в январской минее, в службах праздника Крещения, периодов пред- и по-празднства, представляет собой коллекцию текстов, принадлежащих разному времени, разным литургическими традициям, содержащих разные интерпретации события. Гимны атрибутированы

Читать полностью »

Антон Григорьев. Виргилий Полидор Урбинский в европейской и русской книжной культуре XVIII века»

В 1499 году молодой священник, выпускник Падуанского университета, Вергилий Полидор Урбинский (1470–1555) написал (вероятно по просьбе Лодовико Одассио) книгу «De Inventoribus Rerum», в которой описывал историю происхождения и изобретения наук, вещей, ремесел, философских идей и религии.

Читать полностью »

Мария Лизоркина. Христианская этика в трактате Немезия Эмесского «О природе человека»

Доклад по магистерскому исследованию на тему «Христианская этика в трактате Немезия Эмесского „О природе человека“». В докладе будет рассмотрен подход автора трактата, епископа города Эмесы, к организации текста, который является одновременно и структурирующим, и характеризующим его принципом. У любого

Читать полностью »

Николай Павлюченков. Проект диссертации на тему «Метафизика всеединства в русском богословии XIX — ХХ вв»

Цель исследования: выявить генезис и проследить развитие философско-богословских идей в России XIX — первой половины XX вв., послуживших основой для богословской интерпретации концепции всеединства. Задачи исследования: — рассмотреть основные идеи Ф. Й. В. Шеллинга, связанные

Читать полностью »

диак. Николай Серебряков. Ветхозаветные прообразы в современном корпусе гимнографических текстов Русской Церкви: распространенность, разнообразие, особенности использования

В докладе рассматриваются использование и толкование ветхозаветных прообразов в церковной гимнографии на примере современного корпуса гимнографических книг Русской Церкви. Ветхозаветные прообразы как объект исследования выбраны потому, что прообразовательное (типологическое) толкование является одним из ключевых видов

Читать полностью »

Николай Ванифатьев. К переписке Н. П. Киреевской с преподобным Амвросием Оптинским

Доклад посвящен неопубликованной до сих пор переписке Наталии Петровны Киреевской с оптинским старцем Амвросием. Личность Н. П. Киреевской имеет большое значение для Оптиной Пустыни. При этом эпизоды, связанные с ее участием в истории оптинской обители,

Читать полностью »

чтец Андрей Дружинин. Подготовка пастыря в российской духовной школе: богословское осмысление и практика (1808—1869 гг.)

В представленном докладе были изложены основные результаты работы над диссертацией. Автор соотносит богословское осмысление пастырства с принципами пастырской подготовки в рамках духовно-учебного процесса. Докладчик отмечает, что в рамках церковного вероучения пастырство понимается как богоучрежденный

Читать полностью »

диакон Евгений Лютько. «Терпим болезнь достойно и праведно»: телесный и душевный недуг в понимании Оптинских старцев.

Оптинская традиция хорошо известна во всем православном мире — Оптинские старцы — одни из самых авторитетных духовных мыслителей Русской Церкви в позднеимперский период. Одной из причин интереса к Оптинским старцам среди образованной публики была их способность видеть человека

Читать полностью »

Чтец Александр Фокин. Католическая Тюбингенская школа в немецкоязычной историографии

В докладе будет рассмотрен исторический и богословский профиль Тюбингенской католической школы, одного из самых влиятельных направлений немецкой католической мысли в XIX в. На основе немецкоязычной историографии будут, во-первых, проанализированы методологические предпосылки, которые вообще позволяют говорить о школе,

Читать полностью »

Вячеслав Ячменик. Развитие концепта харизмы в контексте самоописания священнического служения (Россия первой трети XX века)

В докладе будет рассмотрено возникновение в России идеи харизмы, с помощью которой сперва исследователи института духовничества, а в последствии и сами священники, описывают сущность религиозной власти духовного отца. Доклад будет состоять из трёх частей. Сперва будет обозначен

Читать полностью »

свящ. Алексей Черный. Оптинские старцы и русское пастырство

Новый горизонт ожиданий по отношению к приходскому священнику возник под влиянием старчества Оптиной пустыни. Его особенность заключалась в том, что здесь оно приобрело черты института, принадлежащего к сфере отношений христианской традиции с внешним миром. Став

Читать полностью »

Алексей Крылов. Французский янсенизм и два «янсенизма» в России XVII—XVIII вв.

Полемика вокруг «Августина» Корнелия Янсена стал крупнейшим богословским спором в Католической церкви XVII–XVIII столетий. Янсенизм был и политическим феноменом: связанный с политической борьбой в могущественной монархии Бурбонов, он стал одной из причин Французской революции XVIII века.

Читать полностью »

Николай Павлюченков: Разработка идеи всеединства в русском богословии конца XIX — начала ХХ вв.

Ставится проблема и проводится обзор результатов и выводов проведенного исследования о влиянии идей В. Соловьева на русское богословие и путях формирования того, что может быть названо «богословие всеединства».

Читать полностью »

Филаретовская конференция 2021

Михаил Бернацкий. «Об опыте критического издания «Катихизиса» свт. Филарета (Дроздова)»

М. М. Бернацкий представил в завершении конференции доклад «Об опыте критического издания «Катихизиса» свт. Филарета (Дроздова)». Докладчик рассказал об истории трех редакций «Катихизиса» и о том, по каким причинам им

Читать полностью »

Сергей Федоров. «Анализ «Послания восточных патриархов» в переводе свт. Филарета Московского»

С. А. Федоров представил доклад «Анализ «Послания восточных патриархов» в переводе свт. Филарета Московского». В докладе были продемонстрированы результаты сравнительного анализа оригинального текста исповедания веры из «Послания восточных патриархов» и

Читать полностью »

Артем Малышев. «Христология А. М. Бухарева и свт. Иннокентия (Борисова)»

Доклад чтеца А. Малышева «Христология А. М. Бухарева и свт. Иннокентия (Борисова)» был посвящен сравнению христологических взглядов указанных мыслителей. В своем сравнении христологий А. М. Бухарева и свт. Иннокентия, архиепископа

Читать полностью »

Любовь Карелина. «Святитель Филарет (Дроздов) и протоиерей А. В. Горский — учитель и ученик (по материалам дневников прот. А.В. Горского)»

Л. А. Карелина в докладе «Святитель Филарет (Дроздов) и протоиерей А. В. Горский — учитель и ученик (по материалам дневников прот. А.В. Горского)» рассмотрела отношения двух ключевых фигур для русского

Читать полностью »

Иерей Даниил Салищев. «Богослужебный текст в проповедях святителя Филарета (Дроздова)»

Иерей Даниил Салищев представил доклад «Богослужебный текст в проповедях святителя Филарета (Дроздова)». В рамках доклада был представлен анализ аллюзий московского архипастыря на книги Октоиха, Праздничной Минеи, Постной и Цветной Триодей,

Читать полностью »

Николай Павлюченков. «Жизнь и деятельность архимандрита Феодора (Бухарева) в оценках священника Павла Флоренского»

В докладе «Жизнь и деятельность архимандрита Феодора (Бухарева) в оценках священника Павла Флоренского» Н. Н. Павлюченков указал на то, каким образом этот самобытный философ начала XX в. видел ключевой момент

Читать полностью »

Диакон Евгений Лютько. «Святитель Филарет (Дроздов) и архимандрит Феодор (Бухарев)»

В докладе «Святитель Филарет (Дроздов) и архимандрит Феодор (Бухарев)» диакон Евгений Лютько рассмотрел указанных богословов как представителей двух разнонаправленных процессов в рамках истории русского богословия: процесса создания институционального богословия —

Читать полностью »

Прот. Павел Хондзинский. «Становление мысли архимандрита Феодора (Бухарева) об оправдании культуры: попытка реконструкции»

В первом докладе «Становление мысли архимандрита Феодора (Бухарева) об оправдании культуры: попытка реконструкции» протоиерей Павел Хондзинский проследил корни и богословскую аргументацию учения архим. Феодора об оправдании мира и мирской культуры.

Читать полностью »

Доклады 2020-2021 учебного года

Григорьев А. Б. Силлабическое богословие святителя Иоанна Тобольского

Святитель митрополит Иоанн Тобольский (Максимович) известен нашим современникам как замечательный пастырь, талантливый переводчик знаменитого «Илиотропиона» Иеремии Дрекселя, книг Амвросия Марлиана, Бенедикта Хевтена и Иогана Герхарда, но гораздо меньше в качестве одного из самых плодовитых силлабических

Далее »

Никифорова А. Ю. Cовременная Триодь и ее древние парадигмы

Почему на утрене вторника третьей недели Великого поста мы поем «Согреших, исповедаюся Тебе Господи, блудный аз…», когда Воскресение о Блудном сыне уже позади? Это случайность или закономерность? Каков вклад иерусалимской традиции в формирование современной

Далее »

Н. Ю. Сухова — «Митрополит Филарет и высшее духовное образование: Александровская и Николаевская эпохи»

Митрополита Московского Филарета (Дроздова, 1782–1867) не зря называют «богословским камертоном эпохи». Его мысль отличалась чувствительностью к вызовам современности. Одним из таких вызовов эпохи явился процесс стремительной модернизации государства и общества в Российской империи. Характер общественных

Далее »

Клочкова М. Ю. Митрополит Евгений (Болховитинов): опыт построения научной биографии

Митрополит Киевский и Галицкий Евгений, в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767–1837), по праву считается выдающимся деятелем Александровской эпохи. Более тридцати лет (1804–1837) он нес архиерейское служение, совмещая его с разносторонними учеными занятиями. Его имя неразрывно

Далее »

Аванесова С. Т. Армяно-григорианская церковь в Российской империи

​​​​​​​С XIV в. Армения лишилась независимости и единственным институтом, сохраняющим в Армении централизованную структуру, была церковь, именно поэтому патриархи-католикосы периодически брали на себя политические функции, что привело к огромному влиянию церкви на армянский народ. В XVI в. армянские купцы

Далее »

Крылов А. О. Православное богословие раннего Нового времени: история поместных церквей, национальных культур или «переплетенная» история?

Период с ĸонца XVI по начало XVIII в. стал временем усиления церĸовных связей между православным Востоĸом и православной Восточной Европой. Эти ĸонтаĸты были более насыщенными и интенсивными, чем в эпоху «Византийсĸого содружества наций». Почти все ĸрупные события истории

Далее »

Хондзинский Павел, прот. Бежанидзе Г. В. Церковь и нация в русской богословской традиции: от нового христианского народа средневековья к христианской империи Нового времени

Русская Православная Церковь возникла на грани тысячелетий, в момент окончательного разделения единого в эпоху античности греко-латинского мира, что определило и ее место во Вселенской Церкви и ее отношения с государством. На протяжении XI — XIX в. эта изначально данная конфигурация не только претерпела

Далее »

Чернов А. Ю.(ГИМ). Кризис идентичности в Поздней Византии (XIV—XV вв.): христиане — ромеи — эллины

Сообщение было посвящено проблемам идентичности в Византийсĸой империи XIV—XV вв. Докладчик показал, что в Византии существовали разные типы идентичности: универсальный — христиане, региональный — отечество (Πατρίς), политичесĸий — ромеи (римляне). Долгое время «ромейсĸость/римсĸость» определялась прежде всего

Далее »

Титова А. О. Представление перевода 4 главы «Единства Церкви» Мёлера и ее анализ

4 Глава «Единства во множестве» говорит о единстве сохраняющемся за многообразии в учении, нравах и культе. В рамках анализа этой главы возникают вопросы о соотношении индивидуальности и сообщества, символизме и развитии культа, источнике богопознания. Доклад был прочитан на заседании Научного

Далее »

Диакон Сергий Сизов. Учение Николая Федорова о воскресении мертвых в контексте православной сотериологии

Исследуется учение Николая Федорова о воскрешении мертвых в контексте православного богословия. Предпринимаемый сравнительный анализ нацелен на заключение конкретных выводов о том, справедливо ли видеть между этими двумя интеллектуальными системами преемство относительно ключевого элемента системы супраморализма —

Далее »

Крылов А. О. «Церковная реформа Петра I и концепция секуляризации — от публицистики к историографии»

Идея о том, что петровские церковные реформы носили антицерковный характер восходит к философским поискам славянофилов. Тезис о том, что Русская церковь должна быть освобождена от власти секулярного государства окончательно сформировался в пореформенной публицистике как аргумент,

Далее »

чтец Андрей Дружинин. Богословское осмысление подготовки священника в рамках работы комитетов по преобразованию духовных училищ 1860-х гг.

История Российской духовной школы в эпоху великих реформ представляет собой сколь важный, столь и малоисследованный эпизод в отечественной историографии. Ещё менее исследовано влияние эпохи на трансформацию отдельных аспектов духовного образования, таких как богословский взгляд

Далее »

А. Б. Григорьев. «Богословие дворян и извозчиков. Образ старообрядчества в массовой литературе во второй половине XIX века (на основе творчества писателей Улыбышева и Рыскина)»

Учреждение Белокриницкой раскольнической иерархии стало одним из важнейших событий истории церкви второй половины 19 века. Оно вызвало целый ряд исторических, политических и богословских последствий как в среде старообрядцев — поповцев и беспоповцев — так и среди православных.

Далее »

Крылов А. О. Где, как и почему возник модерный православный интеллектуализм Нового времени

Обычно возникновение православного интеллектуализма Нового времени относят к XVII -XVIII вв. и связывают с деятельностью св. Петра Могилы и его сподвижников или даже «птенцов гнезда Петрова». При этом подчеркивается разрыв новой интеллектуальной традиции с византийской.

Далее »

Иерей Алексей Черный. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о духовном руководстве

Личность и наследие свт. Игнатия (Брянчанинова) (1807–1867) занимают особое место в истории русского богословия. Во многом это связано с его происхождением, затруднившим ему вход в духовное сословие, в котором он так и не стал своим. Между тем, блестящее светское

Далее »

Холкина Л. С. Древнеиерусалимские общие чины как источник топосов святым женам

Доклад посвящен формированию системы топосов в гимнографических текстах святым женам с учетом формуляров общих чинов древнеиерусалимского богослужения. В нем предлагается модель описания поэтики гимнографических текстов, учитывающая историю формирования последований, источники основных метафор и их бытование

Далее »

Диакон Евгений Лютько. «Пастырство, община, общежитие» — развитие понятий о социальном взаимодействии в контексте установления оппозиции «светского-церковного»

Р. Козеллек обозначал ситуацию сер. XVIII в., когда большинство понятий обретают новое значение в контексте исторических трансформаций европейского общества, в качестве «временного водораздела», во многом знаменующего начало современного исторического этапа. Считается, что современность характеризуется

Далее »

Чтец Александр Фокин. Неосхоластическая экклесиология майнцского кружка

Католическая немецкая теология начала XIX века стоит в оппозиции к предшествующей эпохи рационализма. На смену просветительского примата разума приходят тенденции, которые трансформируются либо в романтическое течение, либо в возврат к средневековым схоластическим образцам, по-новому их осмысляющий. Создавая

Далее »

Н. Н. Павлюченков. Богословие всеединства. От Ф. Й. Шеллинга к П. А. Флоренскому (Предисловие к предполагаемой монографии)

«Богословие всеединства. От Ф. Й. Шеллинга к П. А. Флоренскому» — таким обозначением «линии преемства» идеи всеединства в богословии указывается на преимущественную цель выявить пока еще обойденный вниманием исследователей богословский аспект этой проблемы. Не нужно доказывать,

Далее »

В. В. Ткаченко «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского как памятник историописания

Широко распространено мнение, что единственной печатной книгой по русской истории до середины XVIII в. был «Синопсис» Иннокентия Гизеля. В рамках доклада выдвигается тезис о том, что другим крупнейшим печатным изданием, содержащим сведения о событиях русской истории,

Далее »

Н. Ю. Сухова. Монашество и ученость как призвание: архимандрит Киприан (Керн) и иеромонах Климент (Лялин)

Доклад посвящен интеллектуальному общению двух представителей русской диаспоры XX в.: известного русского богослова архимандрита Киприана (Керна) и русского католика иеромонаха Климента (Лялина). В основу исследования положен, прежде всего, доселе не опубликованный и не введенный в научный оборот

Далее »

Г. В. Бежанидзе. Две версии средневековой модели «симфонии» церковно-государственных отношений

Слово συμφωνία встречается в двух важнейших сборниках византийского права: новеллах и Исагоге, где оно приобретает различное значение. В докладе на основании анализа упомянутых текстов и других памятников эпохи будет показано две различные интерпретации «симфонии», которые

Далее »

прот. П. Хондзинский. Богословские портреты (очерки святоотеческого Богословия синодальной эпохи) (по итогам написания монографии)

Приняв богословское наследие Византии, но долгое время оставаясь чуждой породившей его философской образованности, русское богословие в полный голос заговорило только тогда, когда создало собственную духовную школу. Как известно, это произошло уже в Синодальную

Далее »

Коллоквиум «Церковь и нация в православных регионах Европы: Средние века и Новое время» (19.02.2021)

Михаил Бернадский «К истории происхождения практики служения Литургии Преждеосвященных Даров в контексте униональной сакраментологии»

Литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, совершающееся в православных храмах в течение всего Великого поста.

Каковы особенности русской практики служения Литургии Преждеосвященных Даров? Чем вызвана полемика вокруг этой практики? Как связано данное положение с догматическими убеждениями?

Читать полностью »

Александра Шампурова «Наследие православных отцов-мистиков в русском “школьном” богословии конца XIX – начала XX вв.»

В русском богословии уже в дореволюционную эпоху была начата академическая традиция изучения мистического наследия святых отцов.

Читать полностью »

Анна Малкина. Жизнь и деятельность профессора СПБДА И.Г. Троицкого

Иван Гаврилович Троицкий — один из наиболее выдающихся исследователей Ветхого Завета в Синодальный период истории Русской Православной Церкви. Многие его исследования по экзегезе Св. Писания, древнееврейскому языку и Талмуду остаются уникальными и непревзойденными до сих пор.

Читать полностью »

Алексей Крылов «Проблемы периодизации истории русского богословия раннего Нового времени»

Общепринятая сегодня периодизация истории Русского богословия связана, в первую очередь, с институциональными изменениями и периодами правления отдельных монархов.

Почему такая периодизация может считаться не корректной? Какие аспекты необходимо учитывать, рассматривая историю развития русской богословской мысли?

Читать полностью »

Артем Малышев «Экклесиология свт. Иннокентия Херсонского: между святоотеческой мыслью и рационалистической философией»

Несмотря на то, что обычно святитель Иннокентий (Борисов) не рассматривается как мыслитель первой величины в истории русской философии, тем не менее он имеет важное значение для истории богословской мысли.

Читать полностью »

Любовь Карелина «Обзор лекционных курсов прот. Александра Васильевича Горского 1833-1875 гг. »

Протоиерей Александр Горский – один из наиболее значимых и выдающихся церковных ученых своего времени, ректор Московской духовной академии в период с 1862 по 1875 год.

В каких источниках сегодня для нас доступно его наследие? Каким образом он осмыслял содержание церковной истории? В чем особенность его понимания методологии этой научной области?

Читать полностью »

Филаретовская конференция 2020

Вячеслав Александрович Ячменик. «Тема умирания Церкви в богословии конца 1920-х — начала 1930-х годов»

В докладе прослеживается, как вскоре после начавшегося тотального уничтожения верующих в 1930-е гг.в текстах православных авторов становится заметной тема «упрощения» земного бытия Церкви: как на уровне Церкви-организации, так и на

Далее »

Николай Николаевич Павлюченков. «„Кто не умер, никогда не взойдёт на эту высоту“. Замечания к „Размышлениям на случай кончины отца Алексея Мечева“»

В докладе рассмотрена работа свящ. П. Флоренского «Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечёва», написанная в 1923 г. Свящ. П. Флоренский полагал, что небольшая рукопись, найденная после смерти о. Алексея,

Далее »

Надежда Валерьевна Винюкова. «’Здесь я полюбил русский народ, потому что узнал его’: тюремное служение отца Иосифа Фуделя»

Доклад раскрывает тему страдания через опыт тюремного служения священника Иосифа Ивановича Фуделя, служившего в Бутырской пересыльной тюрьме в 1892—1907 гг. Самые разные источники — законодательные акты, воспоминания современников, публицистика, тюремный

Далее »

Николай Александрович Ванифатьев. «Сотериологическая проблематика в письмах к мирянам преподобного Амвросия Оптинского»

В настоящем докладе предпринимается попытка реконструкции сотериологической концепции преп. Амвросия Оптинского на основе его писем к мирянам. Применяя системный и источниковедческий анализ, мы приходим к выводу, что предлагаемый старцем Амвросием

Далее »

иерей Алексей Черный. «Пастырское богословие святителя Иннокентия Херсонского»

В докладе рассматриваются взгляды святителя Иннокентия (Борисова) на служение приходского священника. Этот, без сомнения, выдающийся пастырь, богослов и церковный деятель Синодального периода не оставил трудов, непосредственно посвященных священству или пастырскому

Далее »

протоиерей Павел Хондзинский. «‘Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною’: святитель Филарет и отец Сергий Булгаков»

Цитация о. Сергием Булгаковым в «Агнце Божием» известной «формулы» святителя Филарета: «Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною», — заставляет поставить вопрос о взаимоотношении христологических и

Далее »

диакон Евгений Лютько. «Cвятитель Филарет и Мосгейм»

В докладе анализируется проблема влияния «отца современной церковной истории» Иоганна Мосгейма (1693–1755) на составителя первой первых учебников по этому предмету свт. Филарета (Дроздова) и его младшего сотрудника свт. Иннокентия (Смирнова).

Далее »

Доклады 2019-2020 учебного года

Лютько Е. Становление церковной корпоративности на Востоке и Западе

Доклад диак. Евгения Лютько «Становление церковной корпоративности на Востоке и Западе» Аннотация: духовенство ряда современных христианских конфессий воспринимается в современном секулярном обществе в качестве «корпораций» — то есть, в качестве монолитных групп, которые объединяя многих, функционируют как

Далее »

Каледа П. Свт. Феофан Затворник и антропология Киевской духовной школы

Доклад диак. Павла Каледы «Свт. Феофан Затворник и антропология Киевской духовной школы» Аннотация: Возникновение первой богословско-философской школы христианской антропологии в русском богословии восходит к Киевской духовной академии, ее ректору свт. Иннокению (Борисову) и профессору Петру

Далее »

Бежанидзе Г. Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана Прокоповича: от Средневековья к Новому времени

Доклад Г. В. Бежанидзе Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана Прокоповича: от Средневековья к Новому времени Аннотация: Архиепископ Феофан Прокопович по праву считается главным идеологом петровской эпохи и выразителем доктрины синодальной реформы церковного управления. Парадигма

Далее »

Фокин А. Идея Царства Божия в немецком догматическом богословии в конце XVIII – первой половине XIX в.

Доклад чтеца Александра Фокина «Идея Царства Божия в немецком догматическом богословии в конце XVIII — первой половине XIX в.» Аннотация: Представление о том, что Бог есть Господин и Царь глубоко укоренены в Священном Писании. В Новом Завете в лице

Далее »

Винюкова Н.В. Иосиф Фудель: исторический контекст

Доклад Надежды Винюковой посвящен жизни московского священника и публициста Иосифа Ивановича Фуделя (1864-1918). Автор впервые реконструирует его биографию в целости, прослеживая мировоззренческую эволюцию и раскрывая различные направления его деятельности. Отец

Далее »

чтец Артема Малышев. Русская кенотическая христология XIX – начала XX вв.

В докладе рассматриваются некоторые кенотические христологические теории русских богословов XIX – начала XX вв.М. Брайдерт, крупнейший исследователь немецко-протестантской так называемой «новой» кенотической христологии, заметил, что «новая» кенотическая христология приобрела самостоятельные

Далее »

Козачук Н. А. Источники и развитие (нравственно)-субъективного метода М. М. Тареева

Доклад посвящен проблемам, источникам и развитию субъективного метода М. М. Тареева. Посыл разработки этого метода состоит в попытке дать в процессе обучения ведение сердца, некоторый первичный опыт сердечного ведения Бога

Далее »

Григорьев А. Б. «Языческие боги» Архим. Иоанникия (Голятовского), богословская проблематика и русское общество XVII века

Небольшая работа архим. Иоанникия Голятовского «Боги поганские», вышедшая в свет в 1686 году традиционно расматривается, как завершающая часть цикла трудов Голятовского по состязательному богословию. В их число входили антииудеская книга

Далее »

Титова А. О. Выбор веры: переписка Уильяма Палмера и Алексея Хомякова

В докладе анализируется переписка Уильяма Палмера и Алексея Хомякова как материал, в котором отражены почти пятнадцатилетние поиски и предприятия Палмера на ниве экклезиологии; показывается как он оставляет свою первоначальную цель

Далее »

Никифорова А. Ю. «Молебное пение о погибших в землетрясении»: как молились в Византии во время стихийных бедствий?

В докладе представлено единственное выявленное на сегодня в древнеиерусалимском богослужении последование, сохранившееся в неопубликованном тропологии с Синая (IX век, Sin. Gr.ΝΕ/ΜΓ 56). Автор доклада прослеживает связь между чинопоследованием и конкретным

Далее »

Филаретовская конференция 2019

Сухова Н. Ю. Дискуссии о критериях святости на Священном Соборе 1917—1918 гг.

Во докладе сначала обсуждаются несколько вопросов, связанных с прославлением святых и вызывавших пристальное внимание и дискуссии в XIX — начале XX в. Далее были рассмотрены вопросы, связанные с прославлением святых на Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Были выделены

Далее »

прот. Павел Хондзинский, д.б., к.т. (ПСТГУ). «Св. Иоанн Кронштадтский и новое богословие»

Св. Иоанн Кронштадтский был современником возникшего в конце XIX — начала ХХ века в русском богословии течения, получившего название «нового богословия». В докладе выясняются причины отсутствия интереса к его богословскому наследию и показывается, что богословская традиция, к которой

Далее »

свящ. Алексей Черный, к.б. (ПСТГУ). «Два святителя-пастыря: Филарет Московский и Иннокентий Пензенский»

В докладе проводится сопоставление пастырских трудов и взглядов святителей Филарета Московского и Иннокентия Пензенского в трех ключевых аспектах: в области подготовки пастырей, епархиального управления и духовного руководства. Забота святителей о приходском духовенстве и взаимодействие со ставленниками, как показал докладчик,

Далее »

свящ. Даниил Салищев (МДА). «Библейские аллюзии в проповедях святителя Филарета Московского»

Доклад посвящен одной из стилистических особенностей проповедей святителя Филарета, а именно систематическому использованию в них прямых цитат из Священного Писания и аллюзий на него. Представленный доклад имел своей целью более детальное изучение такого способа цитирования святителем

Далее »

Иером. Гавриил (Мельников) (Задонский Богородицкий монастырь). «Святитель Тихон Задонский: Евангельская история, богословская система и образ святости»

Доклад посвящён особенностям четырехкратного изложения святителем Тихоном евангельской истории на разных этапах творческого пути святителя.

Далее »

Белохвостиков Е. П. Презентация издания: Тебе Единому жить: святитель Иннокентий Пензенский и его эпоха. В 2 кн. Пенза: Издательство Пензенской епархии, 2019

Святитель Иннокентий Пензенский (Смирнов; 1784–1819) — выдающийся церковный историк, богослов, экзегет, проповедник, педагог, ближайший духовный друг юности святителя Филарета Московского — отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, однако остался в веках как один

Далее »

Архивные записи до 2019 года

Архив продолжает обрабатываться и публиковаться.

Диак. Евгений Лютько «История государства Российского» Н. М. Карамзина в контексте развития церковной историографии в России 10-40-е гг. XIX в.»

«История государства Российского» Н.М. занимает особое место в российской историографии. В докладе диакона Евгения Лютько предпринимается попытка показать значение этого произведения для русских церковных ученых XIX века.

Далее »

Прот. Павел Ходзинский. Святитель Иннокентий Херсонский и Иммануил Кант

В русской богословской традиции мысль святителя Иннокентия Херсонского (Борисова) занимает особое место. Именно ему принадлежит заслуга первых серьезных размышлений о том, каким образом можно совместить догматические истины христианства с новой концепцией человека, предложенной

Далее »

Георгий Бежанидзе. Блаженный Августин и святитель Филарет об участии государственной власти в деле обращения еретиков и раскольников в православие

В докладе рассматриваются мнения блаженного Августина и святителя Филарета Московского об участии государства в обращении еретиков и раскольников в православие. Исследование взглядов блаженного Августина и святителя Филарета на участие государственной власти в деле обращения еретиков и раскольников позволяет по-новому взглянуть

Далее »

Николай Серебряков. Письмо Галилея Кристине Лотарингской: возможные источники идей

Письмо Кристине Лотарингской — один из ключевых текстов для понимания взглядов итальянского ученого и мыслителя Галилео Галилея. В докладе Николая Станиславовича Серебрякова рассматриваются источники формирования изложенных в тексте идей.

Далее »

Михаил Дмитриев. Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (ΧVI–XVII)

В докладе рассматриваются представления об иконопочитании в православной культуре Восточной Европы. На основании рассмотрения ряда полемических текстов русского и украинско-белорусского происхождения XVI–XVII веков автор выявляет основные подходы к пониманию иконопочитания и «иконческого» вообще, которые были характерны для

Далее »

Антон Григорьев. Старообрядцы на диспуте

Доклад, по словам автора, представляет собой черновой вариант вступительной статьи к изданию текстов старообрядческих диспутов конца XIX — начала XX веков. Докладчик рассматривает особенности полемики старообрядцев с православными миссионерами, а также специфику внутренней полемики в старообрядческой среде

Далее »

Н. Ю. Сухова. Духовные учебные заведения на Урале и их выпускники

Беседа с Наталией Юрьевной Суховой — доктором исторических наук, доктором церковной истории, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета об истории духовных учебных заведений на Урале, их выпускниках, а также о богословии и образовании вообще.

Далее »

Николай Павлюченков. Богословие Имени св. Отцов Синодального периода

Доклад Н. Н. Павлюченкова был прочитан на заседании Центра «Богословие Имени св. Отцов Синодального периода в контексте имяславческой полемики». Спор о имени Божием, начавшийся в русско-монашеской среде на Афоне в 1909 годах, нашёл своё продолжение в России,

Далее »

Прот. Павел Хондзинский. Жизнь во Христе как предмет саморефлексии в дневниках святого Иоанна Кронштадского

Доклад посвящён Святому Иоанну Кронштадтскому. Прот. Павел Хондзинский стремится посмотреть с ещё одной точки зрения на его более или менее известное нам наследие. 10 июня 2016 г.

Далее »

Пётр Михайлов «История догматов» и «Догматическое развитие»

Автор хочет привлечь внимание к анализу и рассмотрению двух историко-богословских проектов 19 века: «история догматов» (А. Гариак) «догматическое развитие» (Д. Г. Ньюмен). Цель данного доклада выяснить, какие установки богословские или исторические являются

Далее »

диак. Евгений Лютько. История, правительность и определение понятия «богословие»

В докладе автор интерпретирует те изменения, которые происходят с понятием «богословие» в процессе его структуризации в XVIII–XIX веках. Через это докладчик стремиться показать те изменения в реальности, на которые богословие реагирует. Диакон Евгений обосновывает следующую гипотезу: в процессе теологизации

Далее »

Прот. Павел Хондзинский. Вопросы и ответы о теологии, методологии, защите диссертации

Появление первой признаваемой государством диссертации по теологии, которую защитил декан богословского факультета ПСТГУ прот. Павел Хондзинский, вызвало много вопросов. Мы поговорили с отцом Павлом о наиболее актуальных из них. Содержание:О методе и «личном опыте»Вопрос о «постмодернизме» метода в теологииКакие

Далее »

Владислав Пузович. Сербы в Русских духовных школах до 1917 г.

Владислав Пузович (Белградский университет). 22 сентября 2017 года в рамках заседания Научного центра истории богословия и богословского образования и очередной встречи клуба «ПСТГУ-Сербия» состоялся доклад доцента богословского факультета Университета Белграда г-на Владислава Пузовича

Далее »

Сухова Н. Ю. Дискуссии о высшей богословской школе на Священном Соборе 1917—1918 гг.

15 ноября, третий день работы конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи». Секция «Поместный Cобор как итог синодальной эпохи». Н. Ю. Сухова. Неосуществленные перспективы или кризис академической свободы: дискуссии о высшей

Далее »

Евгений Лютько. Формирование конфессиональной идентичности в России

Доклад Евгения Лютько «Проступающие очертания сообщества: формирование конфессиональной идентичности в России в конце XVIII — первой половине XIX в.” в рамках коллоквиума по истории XVIII—XIX вв. Германского исторического института. 14 ноября 2017 г.

Далее »

Денис Сдвижков. Светское и сакральное в ключевых понятиях петербургской России: покой

Вплоть до середины XIX века в России покой — одно из ключевых понятий, описывающих идеал жизнеустройства и в физическом, и в метафизическом смыслах. Покой/тишина обозначают и идеал общежития — внутри государства и в отношениях между государствами. Это понятие равно важно для языка

Далее »

Иакинф Дестивель. Поместный Собор Русской Православной Церкви и соборность Церкви: взгляд католика

15 ноября, третий день работы конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи». Секция «Поместный Cобор как итог синодальной эпохи». Священник Иакинф Дестивель (Папский совет по содействию христианскому единству) Собор 1917–1918 годов

Далее »

Арсений Соколов. От Святейшего Синода к Священному Собору: история, факты, документы

Доклад назван в честь одноименной статьи профессора А. А. Боголепова, вышедшей в Нью-Йорке в 1965 году, и посвящен процессу реформирования системы высшего управления Православной Российской Церкви в 1917 — начале 1918 годов. Однако если в статье Боголепова

Далее »

Глеб Запальский. Женский вопрос на Соборе 1917—1918 гг.

Известно, что во второй половине XIX — начале XX в. наблюдался необычайный количественный рост женского монашества в России: как абсолютный, так и относительно мужского иночества. Однако важно отметить, что количество переходило в качество: в начале XX в. женское

Далее »

Диакон Николая Серебряков. Галилей и Паскаль о естественном богопознании

В связи с возникновением (в ХVII в.) и дальнейшим развитием в Западной Европе науки Нового времени традиционное христианское представление о естественном богопознании, а конкретней — о познании Бога через «рассматривание творений» в окружающем нас мире (ср. Рим. 1:20) — стало весьма популярным,

Далее »

Крылов А. О. Понятие «невежество» в употреблении святителя Димитрия Ростовского

В докладе ставится вопрос о смысле, который вкладывает свт. Димитрий Ростовский в понятие «невежество» в своем сочинении «Розыск раскольнической брынской веры», проповедях и кратких учительных сочинениях. Проведен анализ значений слов «простой», «препростый», «невежа», «невежество», «мужик»

Далее »

Прот. Павел Хондзинский.«Как возможна теология в качестве науки (?): место теологии в системе высшего образования»

Доклад прот. Павла Хондзинского на научном семинаре РПУ/ПСТГУ «Как возможна теология в качестве науки (?): место теологии в системе высшего образования». Теология сегодня: церковность и/или гуманитарность? 22 марта 2019 г.

Далее »

Титова А. О. Теология Адама Мёлера

Доклад старшего научного сотрудника Центра А. О. Титовой «Контекст и основные темы теологии Адама Иоганна Мёлера (1796–1838)». Доклад прочитан на заседании Центра 22 декабря 2017 года

Далее »

Бежанидзе Г.В. «Восприятие на Руси византийской богословской концепции „симфонии“ царства и священства».

Предлагаем вам архивную запись Центра Истории Богословия и Богословского образования Доклад старшего научного сотрудника Центра Георгия Вениаминовича Бежанидзе «Восприятие на Руси византийской богословской концепции „симфонии“ царства и священства». Доклад прочитан на заседании Центра 5

Далее »

А. Ю. Никифорова. Гимнография смерти: лоно Авраама или «мрачный реализм»?

Автор пытается дать ответ на этот вопрос, анализируя корпус заупокойных текстов из лекционариев и гимналов древнего иерусалимского чина, преимущественно из коллекции библиотеки св. Екатерины на Синае. Доклад был прочитан 19 апреля 2019 года.

Далее »